Будущее образования

 Будущее образования

Эпиграфом и руководством к выполнению Указа Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" могли бы стать слова академика Алексея Николаевича Крылова, выдающегося русского ученого - математика и кораблестроителя: "Сила и мощность науки беспредельны, также беспредельны и практические ее приложения на благо человечества".

Однако способы и меры по решению масштабных проблем сегодня характеризует другая фраза великого ученого: "...если какая-либо нелепость стала рутинной, то чем эта нелепость абсурднее, тем труднее ее уничтожить".

Труд всему голова

Мысль о том, что труд создал человека, уже давно овладела миром.

Факт в том, что ученье является самым тяжелым трудом. Чтобы сделать его плодотворным требуется научиться учиться, то есть развивать с молодых лет потребность к труду. Поэтому трудовое воспитание, неразрывно связанное с патриотическим, всегда было ядром просвещения и образования.

Индустриализация в СССР, японское "экономическое чудо", успехи Китая и неудачи в РФ служат подтверждением этой истины. Закономерно и катастрофическое отставание в высоких технологиях, создаваемых напряженным трудом ученых, инженеров и рабочих, синтезирующих научные знания и опыт человечества.

Эпидемия аварий и катастроф связана с утратой критических технологий, уходящих в небытие вместе с их носителем - человеком труда, замены которому нет.

Русская и советская соревновательная система образования, настроенная до конца 60-х годов прошлого века на сверх усилия при достижение наивысшего результата, была фильтром для отстающих и трамплином для одаренных учеников.

Тяжелую работу по усвоению понятий (понимание, запоминание) Минобрнауки облегчает поверхностным освоением (ознакомлением) предмета, достаточным для "офисного планктона", но неприемлемым для специалиста-профессионала.

Альтернативой трудовой деятельности, раскрывающей талант, развивающей способности и познавательные потребности, сегодня служит развлекательность и различные виды активности, снижающие нагрузку на учащихся.

Затейники от образования

В частотном словаре стандарта начального общего образования не встречается понятие труд, как и в концепции законопроекта "Об образовании в РФ" - воспитание.

Трудоемкость стандартной программы, рассчитанной на отстающих и детей с ограниченными возможностями здоровья, запредельная для коррекционной школы, воспитывает нетребовательность к себе у сильных и средне успевающих учащихся.

Учителю отказано быть "проводником в мир знаний", ему отводится роль "режиссера учебной деятельности" и затейника - "постановщика" учебных задач.

В этой истине легко убедиться при изучении брошюры департамента образования г. Москвы под названием "О стандартах просто", разъясняющей, что модернизация образования предусматривает "оптимизацию кадрового потенциала и трансляцию предметного содержания с помощью "внешних" ресурсов".

В завуалированном виде за "простым решением" стоит абсурд замены интеллекта учителя компьютером в масштабе всей системы образования России.

К сожалению, новые Песталоцци не в курсе, что эвристические программы, "искусственный интеллект", реализуют всего одну функцию человека - перебор известных вариантов решения типовых задач. Однако зампред Комиссии Общественной Палаты РФ по образованию и науке Любовь Духанина продолжает верить, что тесты компьютерной оценки отрывочных знаний, - наше будущее.

Абсурдным результатом такой политики стала угадайка - ЕГЭ с натаскиванием, формирующим навыки, вредные для здоровья и опасные на производстве.

Несовместимость технологий оценки при выпускных и вступительных экзаменах явилась катастрофой для образования, науки и производства.

По словам одного из репетиторов ЕГЭ уровень подготовки по математике катастрофичен. По физике и химии пост катастрофичен. О физике школьники говорят как о сакральном предмете, запредельном для изучения. Выпускники МГТУ имени Баумана старые чертежи читать не могут, не то, что чертить новые.

С учетом ЕГЭ вхождение к 2020 году пяти российских университетов в первую сотню мирового рейтинга туманно, вполне реален шанс утраты и нынешних позиций.

Интеграция с неизвестным

В век глобальной интеграции образования, науки и производства копание в глубь, как признак профессионализма ХХ века, себя исчерпало.

Траектория познания, где на проблему смотрят с разных, порой с неожиданных ракурсов, а также готовность менять предмет исследования и разработок, как только это потребуется, сегодня несравненно важнее, чем узкая специализация.

Пример тому неспособность ученых увидеть технологическую несовместимость функций и отказаться от разработки проектов ЕГЭ и ракеты "Булава", отбросивших образование и ракетостроение на десятилетия в прошлое.

Можно преуспеть в физике твердого тела, но на посту федерального министра стать могильщиком науки и образования. Напротив, могучий интеллект Ленина даже без специальных знаний преодолел кризис физики, разруху и неграмотность России.

Из всех связей интеграции, пронизывающих контур образования, науки и производства, законопроектом "Об образовании в РФ" выбрано лишь "онаучивание" вуза "путем использования новых знаний и достижений науки и техники" (статья 74).

Тем самым законопроект обрекает вузы на застой в образовательных технологиях, открывающих для профессоров пространство знаний.

Психологической основой технологий интеграции служат положения деятельностного подхода и теории поэтапного формирования умственных действий, явившиеся откровением для нового министра Дмитрия Ливанова.

Исторический опыт показывает: будущее за программами интеграции обучения и воспитания в коллективе, где главное действующее лицо - учитель задействует потенциал сильных учеников, приближающих до своего уровень отстающих.

Блестящий результат известного педагога Михаила Щетинина в интеграции разновозрастного коллектива при обучении и трудовом воспитании сегодня известен всему миру. Подобными технологиями владеют иностранные тренеры, вытеснившие российских из всех видов спорта высоких достижений.

Учитель литературы из Санкт-Петербурга Николай Ильин активизирует творчество детей дедуктивным методом изучения по ключевым деталям произведений литературной классики. Этот метод используют историки, разведчики и следователи.

Идея фрагментарного подхода университетов США состоит в том, что студенты самостоятельно устанавливают связь между лекциями и выбираемыми курсами по сканирующему вектору интеграции уже известного материала с неизвестным.

В целом эффект состоит в интеграции формального (обязательного) образования с самостоятельным - неформальным. В плеяду получивших военное образование входят композиторы Римский-Корсаков, Кюи, художник Верещагин, хирург Пирогов, кибернетик Берг и другие. Из классического МГУ выросла и школа Физтеха.

Предметные дисциплины: язык, прописи, литература, математика, инженерные курсы интегрируют этапы познания в школе и в вузе. Любая из них может стать, как каллиграфия для Стивена Джобса, стартовой позицией для новой области знаний.

О роли и месте математического образования говорит заповедь Алексея Крылова: "Настоящий инженер должен верить своему глазу больше, чем любой формуле; он должен помнить слова натуралиста и философа Гексли: "Математика, подобно жернову, перемалывает то, что под него засыпают".

Феномен ключевого звена интеграции подтверждает Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Исключение из обязательных предметов ЕГЭ интегрирующего - литературы разрушает каркас содержания ядра школьного образования, куда кроме литературы, входит русский язык и математика.

Из манкурта, знакомого с литературой по названиям произведений, хороший математик вряд ли получится, - считает завуч московской школы № 444 с углубленным изучением математики и информатики Ольга Шадрикова.

Можно вспомнить о способности гения теоретической физики Ландау переводить сложнейшие модели процессов на доступный язык общения.

Секрет Полишинеля

Создается впечатление, что должностные лица, которые подготовили "Указ" с поручением Правительству РФ разработать к июню с.г. комплекс мер по выявлению и поддержке молодых дарований, а в декабре 2013 г. концепцию развития математического образования, заранее знали о своей скорой отставке.

Настораживают сроки утверждения в июле с.г. федеральных государственных стандартов и внесение в Госдуму законопроекта "Об образовании в РФ" с пороками ЕГЭ, на которые указал Владимир Путин. При этом Правительство РФ только к концу с.г. должно разработать и реализовать меры по повышению эффективности ЕГЭ.

Встреченные обществом в штыки стандарты и законопроект призваны сформировать манкуртов - физически здоровых "граждан мира" с элементарными навыками техники безопасности и свободой выбора самого легкого из трех уровней изучения предметов - интегрированный, базовый и профильный.

Сегодня законопроект далек от системы принципов обучения и воспитания, требований к науке по осмыслению и внедрению передового опыта и высоких образовательных технологий. Для чиновника он может стать руководством по загрузке образовательных учреждений дополнительной отчетностью.

Аппаратная хитрость внесения и принятия разрушительного законопроекта накануне депутатских каникул заключается в отказе устранить сотни замечаний и поправок. Когда закон 1 января 2013 года вступит в силу, возмущаться будет поздно.

Практика эта стала секретом Полишинеля после принятия пресловутого 122 ФЗ о монетизации льгот и не менее одиозных 94 и 83ФЗ. Таков порядок.

Олег Сергеев Источник: forum-msk.org

Популярное

Интересная информация

Статистика посещаемости

Опрос

Какой язык вам больше всего нравиться изучать?





Итоги
Вы здесь Новости образования Будущее образования