Бюджетные места в вузах сокращаются

 Бюджетные места в вузах сокращаются

Предлагаем вашему вниманию статью «Проблемы трудоустройства молодых специалистов в городе Воронеже» Председателя Комитета по вопросам собственности Государственной Думы шестого созыва, кандидата экономических наук С.А. Гаврилова.

Пhедседатель Комитета по вопросам собственности Государственной Думы шестого созыва, кандидат экономических наук

Число официально зарегистрированных безработных в Воронеже составляет около 10 000 человек, половину из них составляют выпускники вузов и другая молодежь в возрасте 18-25 лет. Однако мы понимаем, что реальная безработица превышает официальную в 2-2,5 раза. В среднем за последний год в службу занятости из города и области обратилось более 40 тыс. человек, из них доля выпускников, имеющих высшее образование свыше 50%. При таких показателях мы не можем уверенно заявить, что безработица уходит в прошлое и кризис миновал.

Одной из ключевых задач руководства Воронежа - города, в котором сосредоточены крупнейшие вузы, такие как: Воронежский государственный технический университет, ВГУ, архитектурно-строительный университет, аграрный университет, государственная лесотехническая академия, государственная медицинская академия им.Н.Н.Бурденко и другие институты, является контроль и управление над занятостью населения, главным образом, трудоустройством выпускников.

Cуществует серьезный дисбаланс между рынком труда и рынком образовательных услуг, но это лишь одна из причин. Многие ученики еще в период обучения в школе, находясь перед выбором профессии, не представляют себе, насколько различные специалисты востребованы, какие условия и оплата труда им могут быть предложены.

Таким образом, в условиях непропорционального характера спроса на рабочую силу и её предложения, крайне важно правильно выбрать будущую профессию. Многие абитуриенты, поступая в институты, даже представления не имеют, что из себя представляет их будущая трудовая деятельность.

В сложившейся ситуации в Воронеже следует постоянно проводить оценку востребованности специальностей, привлекать специалистов для разъяснения и тестирования учеников. Это позволит избежать существующей ситуации, когда в городе на одну вакансию претендуют свыше трех десятков человек (например, экономиста, юриста или бухгалтера), а некоторые другие сферы, такие как медицина, образование испытывают жесткий дефицит кадров. Это происходит не из-за нехватки выпускников, а из-за того, что сегодня каждый второй выпускник воронежского вуза не идет работать по своей специальности.

В советское время Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 18.03.1968 № 220 "Об утверждении положения о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения" было регламентировано направление выпускников на работу по специальности. Предоставление работы молодым специалистам в плановом порядке было одной из гарантий обеспечения права граждан СССР на труд, установленного статьей 118 Конституции СССР. Именно в содержании данной статьи был определен важный принцип советского трудового права - принцип борьбы с безработицей. Этот принцип существует в трудовом законодательстве и в настоящее время, но реализуется далеко в полной мере.

К сожалению, сегодня в нашем государстве нет института распределения, об этом много говорится в масштабе страны, но реальные шаги возможны только на уровне местного самоуправления. В решении данной проблемы определенно велика роль проводимой в городе комплексной и систематической работы по стимулированию трудоустройства молодых высококвалифицированных специалистов.

Мы видим следующий выход: во-первых - следует постоянно проводить мониторинг рынка труда и не только среди обратившихся в службу занятости, а в целом, путем соцопросов и других методов. На основании этого формировать прогноз потребности в кадрах на перспективу.

Во-вторых - необходимо наладить механизм взаимодействия вузов и работодателей в форме социального партнерства, основным направлением которого будет перспектива временного и постоянного трудоустройства выпускников. В этом случае также необходимо предоставлять возможность студентам приобретать профессиональные навыки в период учебы путем привлечения их в производство на различные промышленные предприятия, если речь идет о технических и инженерных специальностях, в медицинские учреждения, сферу среднего образования для получения опыта работы по специальности, а не пуская на самотек вопрос выбора будущими специалистами места прохождения производственной практики, как это повсеместно распространено. Если этого не предусмотреть, то число безработных, не имеющих профессионального опыта, будет расти, а эта категория является наименее привлекательной для работодателей.

Важным нерешенным вопросом в образовательной системе нашего города Воронежа, да и России в целом является упадок среднеспециального образования, а также жесткая нехватка кадров технических и ремесленных профессий. Здесь, безусловно, необходимо пересматривать бюджет. Из-за нехватки средств во многих регионах разрушена система подготовки рабочих кадров. Так получается, что многие отрасли совершенно не развиваются именно из-за их отсутствия, а прикладные специалисты нужны везде. В середине 70-х годов в СССР было более 700 ПТУ, в которых обучалось почти полмиллиона человек. Это позволяло обеспечивать мощную советскую промышленность квалифицированными специалистами.

Вместе с тем, получить достойное образование, не имея средств на него, сейчас практически невозможно. Бюджетные места в вузах сокращаются, а стоимость образования с каждым годом увеличивается. В борьбе за интересы народа, такой подход, проводимый властью сегодня, не может быть нами поддержан. На наш взгляд, государство со своей стороны обязано обеспечить доступное бесплатное высшее образование и качественное здравоохранение всем слоям общества, гарантировать первое рабочее место выпускникам вузов и ссузов, организовать регулярные курсы повышения квалификации для специалистов.

Безусловно, повысить уровень жизни горожан способен не только подход взаимодействия вузов, училищ и предприятий, но и механизм поддержки малого и среднего бизнеса, а именно - максимальное содействие со стороны города в решении проблем бизнес-инфраструктуры, где молодые специалисты могли бы быть востребованы по специальности. Такой подход, на наш взгляд, является основополагающим для развития нашего города и борьбы с бедностью населения, которое способно стремительно поднять свой профессиональный и производительный потенциал.

Источник: kprf.ru

Популярное

Интересная информация

Статистика посещаемости

Опрос

Какой язык вам больше всего нравиться изучать?





Итоги
Вы здесь Новости образования Бюджетные места в вузах сокращаются