Что показал "ливановский" мониторинг вузов

 Что показал

Минобрнауки похоже на унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла.

Федеральное министерство образования и науки обнародовало результаты "мониторинга" деятельности федеральных ВУЗов и их филиалов. Не будет преувеличением сказать, что цели, которое ставило ведомство, проводя подобного рода мониторинг, неизвестны никому. Тем более, что он основывается на данных, предоставленных самими вузами. А, следовательно, изначально не может быть полностью объективным. Скорее всего, это вызвано резким падением престижа российских вузов на международной арене и попыткой нового руководства министерства в лице недавно заступившего на пост министра г-на Ливанова показать свою активность в данном направлении. 

В какой-то мере это вполне закономерно, так как в целом система высшего профессионального образования России в настоящее время не просто находится в кризисе. Она очень близка к состоянию коллапса. Но в этом нет вины руководителей вузов. В этом целиком и полностью вина руководства страны и, в первую очередь, самого министерства образования и науки.

Фактически на протяжении почти 20 лет система высшего профессионального образования России развивается стихийно, не имея перед собой четко поставленных задач, не имея должной экономической поддержки со стороны государства и не имея государственной программы развития. Никто в Российской Федерации не знает, каких именно специалистов и в каком количестве необходимо подготовить для страны. А качество подготовки специалистов в связи с переходом на двухуровневую систему обучения (бакалавриат-магистратура) резко упало. Это стало результатом неграмотного вхождения России в Болонское Соглашение (которое, кстати, не требовало от нас подобного шага). Вместо того, чтобы всего лишь произвести процедуру согласования с участниками Соглашения стандартов высшего профессионального образования, наши "реформаторы" полностью сломали всю систему.

Так что "слабым звеном" сегодня, к нашему огромному сожалению, является вся система высшего профессионального образования России. 

Действительно минобрнауки не знает пока, что дальше делать с результатами данного мониторинга. Потому что, начиная его  проведение, руководство министерства не удосужилось выполнить элементарных требований для подобного рода исследований: поставить перед собой цели и задачи. Поэтому сегодня минобрнауки похоже на унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла.

Какие-то управленческие решения по итогам "мониторинга" надо принимать, а какие именно, оно пока не знает. Потому что чисто механически закрыть так называемые "неэффективные" вузы оно не сможет. Да это и небезопасно. Это может вызвать мощнейший социальный взрыв, так как в этих вузах сегодня обучаются тысячи студентов. Оказать экономическую поддержку всем "неэффективным" вузам тоже не получится, так как образовательный бюджет в 2013-2014 годах будет не увеличиваться, а сокращаться. 

Да и по закону, для того, чтобы закрыть тот или иной вуз, надо сначала лишить его государственной лицензии и государственной аккредитации. А это теперь делается исключительно через суд. Таким образом, минобрнауки и Рособрнадзор погрязнут в судебных процессах и окончательно перестанут заниматься своими непосредственными делами. Значит, все останется по-прежнему. Отсюда проистекает простейший вывод: подобного рода мониторинг, возможно, и надо было проводить. Но это должно было быть сугубо внутреннее мероприятие минобрнауки для изучения ситуации и разработки соответствующего комплекса мер внутри своего ведомства. И не надо было устраивать из этого всероссийскую показательную акцию.

Что касается критериев оценки, я бы не взял в этом качестве ни один из этих министерских критериев. Главное – это качество подготовки выпускников и востребованность этих выпускников во всех сферах жизни государства. Определить это весьма не просто, но возможно. Просто над этим надо серьезно работать.

А чиновники минобрнауки пошли самым простейшим путем и взяли за основу чисто формальные показатели. Причем, даже эти показатели оказались далеко не идеальными. Потому что брать в нынешних условиях постоянно развивающегося криминального сценария со сдачей ЕГЭ результаты этого экзамена за критерий оценки деятельности вуза означает втягивание всех вузов страны в эту криминальную схему. А оценивать работу вуза по количеству обучающихся в нем иностранных студентов – вообще выглядит как провокация против всей системы образования нашей страны. Все страны мира стремятся в первую очередь дать качественное (и причем, бесплатное) высшее профессиональное образование своим собственным гражданам. 

Да и с используемыми площадями явно перегнули. Потому что в огромном прекрасно оборудованном здании можно не подготовить ни одного толкового специалиста. А в маленькой комнатке известного мастера можно подготовить целую плеяду высококлассных специалистов. Что касается такого критерия, как доходы вуза, то по большому счету вуз вообще не должен заниматься зарабатыванием каких-либо средств. Главная его задача – готовить высококвалифицированного специалиста. А задачу обеспечения его соответствующими финансовыми ресурсами должно решать государство и национально ориентированный российский бизнес. Зарабатыванием денег вузы сейчас занимаются не от хорошей жизни. Они испытывают резкий дефицит финансирования из государственного бюджета, который в отдельных случаях достигает 60% от требуемых сумм. Вот и превращаются вузы в торговые лавки. Конечно же, в ущерб выполнению своей основной задачи – обучению студентов.

Данный "мониторинг" показал, в первую очередь, неэффективность работы министерства образования и науки России. А также других государственных органов, имеющих отношение к управлению системой высшего профессионального образования страны. Он не выявил, да и не мог выявить наиболее важные проблемы высшего профессионального образования в Российской Федерации. Но с явной отчетливостью показал, что все последние 20 лет эта система не по вине ее участников, а по вине ее руководителей шла не в ту сторону. 

Да и сейчас, если в результате данного "мониторинга" выводы будут сделаны лишь в отношении самих вузов, попавших в разряд "неэффективных", и не будут сделаны в отношении тех, кто все эти годы столь неудачно "реформировал" систему образования, то все закончится плачевно. В стране нужно в целом менять доктрину и подходы к организации высшего профессионального образования. Но заниматься этим должны не обанкротившиеся чиновники Минобрнауки, а наиболее известные российские эксперты и специалисты. Образовательное сообщество знает всех этих специалистов наперечет. Именно из них (естественно с участием наиболее передовых и активных представителей ректорского сообщества) должна быть сформирована группа разработчиков настоящей реформы высшей школы. Других вариантов нет. Иной путь для России – в полное историческое небытие. 

Президент Всероссийского фонда образования, академик МАНПО, профессор Сергей Комков 

Источник: nakanune.ru

Популярное

Интересная информация

Статистика посещаемости

Опрос

Какой язык вам больше всего нравиться изучать?





Итоги
Вы здесь Новости образования Что показал "ливановский" мониторинг вузов