Депутаты устроили министру образования выволочку

 Депутаты устроили министру образования выволочку

Лучше бы министр образования и науки Дмитрий Ливанов не ходил вчера в Государственную Думу. Но проигнорировать встречу с парламентариями он тоже не мог – как-никак, на «правительственном часе» в рамках пленарных заседаний Госдумы положено отчитываться именно министрам, и вчера в его рамках было заранее запланировано обсудить состояние дел в сфере образования и результатам работы возглавляемого Ливановым ведомства. И потому Дмитрию Викторовичу выпала участь услышать в свой адрес массу «комплиментов».

Тем более что попал он под горячую руку – многие депутаты, как и вся страна, до сих пор не могут «переварить» как то, что натворил другой великий «реформатор» нынешнего кабинета – Анатолий Сердюков, так и то, как легко бывший министр обороны отделался. Почему это наши министры не несут уголовную ответственность за свои деяния, громко недоумевала вчера депутат Светлана Горячева. А накануне заседания, сообщает «Независимая газета», руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергей Миронов заявил журналистам, что «чем быстрее господин Ливанов вслед за Сердюковым покинет свой пост, тем будет лучше для страны. Потому что он – самый настоящий вредитель» (об этом же недавно на нашем портале писал политолог Сергей Черняховский). Вот с таким настроем депутатов столкнулся министр Ливанов, пришедший в Госдуму отстаивать инициированный его ведомством закон об образовании.

На фоне этого настроя депутат-коммунист Олег Смолин (автор альтернативного проекта закона об образовании, который Госдума усилиями фракции «Единой России» забаллотировала еще при первом чтении документа) начал свое вчерашнее выступление даже несколько обнадеживающе для г-на Ливанова.

«Видит бог, к каждому новому министру мы относимся с положительной гипотезой и в дальнейшем строим свои отношения в зависимости от того, насколько министр защищает или не защищает интересы отечественного образования и науки», - начал Олег Смолин. И далее даже назвал два шага нового министра, которые готов поддержать:

«Первый. Отказ от идеи резкого сокращения числа бюджетных студентов. Этот отказ, кстати, недавно был подтвержден и премьером Дмитрием Медведевым. Это хорошо.

Второй шаг. Заявление министра, что пора остановить ликвидацию сельской школы. Давно пора. Но предупреждаем: если не отказаться от современной формы подушевого финансирования, сделать этого не удастся, потому что при такой системе маленькие школы неизбежно умирают».

На этом, впрочем, «комплименты» Смолина в адрес министра и закончились. «В российской системе образования и образовательной политике накопилось огромное количество проблем», - сказал далее Олег Смолин. И, насколько позволял регламент «правительственного часа», отводящий под выступления депутатов считанные минуты, выделил среди них две проблемы.

Во-первых, это новый стандарт для старшей школы, подписанный уходившим в отставку предыдущим министром Андреем Фурсенко. Олег Смолин процитировал фрагмент заключения на этот документ, которое дала Российская академия образования. В нем говорится, что в новом стандарте обязательным статусом наделяются только предметные области, а сами предметы, входящие в состав областей, обязательными не являются. «Можно получить аттестат зрелости, не изучив физику, химию, биологию, историю, географию, обществознание и прочие, заменив их на другие предметы данных областей», - цитировал Смолин заключение, которое выдала Российская академия образования.

«Мы убеждены, - сказал Смолин, - это вопрос не только права человека на образование, это вопрос национальной безопасности нашей страны. При таком стандарте на модернизации надо ставить крест». Ну а далее депутат и вовсе пригрозил министру Ливанову процедурой парламентского расследования - необходимое число подписей для этого среди депутатов Госдумы уже собрано. Правда, время на исправление стандарта образования еще есть, несколько успокоил министра депутат.

Ну, а далее Смолин прошелся по затеянному ведомством Ливанова мониторингу вузов страны, итогом которого явилась просочившаяся в СМИ информация об «отбраковке» целого ряда высших учебных заведений.

«Посмотрите, какие критерии нам предлагаются, - негодовал Смолин. - Первый. Средний бал ЕГЭ абитуриентов. Понятно же, что он зависит от престижности будущей профессии. Поэтому юристы, экономисты и менеджеры имеют преимущество. А кто оказался в пролете? Смотрю, из 136 вузов с признаками неэффективности 30 педагогических, 24 сельскохозяйственных, 17 вузов культуры, пять инженерных вузов. Государство уже наказало их зарплатой выпускников, низкой зарплатой. Теперь они его хотят наказать второй раз».

«Второй критерий, – продолжал наступать на министра депутат, - это количество иностранных студентов. Я грешный думал, что вообще-то задача российского вуза готовить студентов для России. Вот, например, литературный институт имени Горького. Среди его выпускников больше лауреатов Госпремии, чем среди депутатов Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, но он в красной зоне. Ему что, для Африки готовить русских писателей?»

«Третий критерий – количество квадратных метров, - продолжал Смолин. - Но тогда получается, что вуз должен отчислять студентов, сохранять квадратные метры, и он окажется в самых передовых».

«Четвертый критерий – наука, - отметил депутат. - Замечательно. Но она измеряется затраченными деньгами (такова «логика» мониторинга. – KM.RU), уважаемые коллеги, то есть эффективность определяется не результатом, а затратами, экономический здравый смысл вывернут наизнанку, это великое экономическое открытие Высшей школы экономики.

«И пятый критерий, - резюмировал Смолин, – общее количество бюджетных и внебюджетных денег на одного преподавателя. Но ведь мы сами даем вузам разное количество денег, а потом по тому, сколько дали, оцениваем, как работают вузы».

«Удручает, коллеги, - отметил в заключение Олег Смолин, - антисоциальный характер мониторинга. Среди тех, кто оказался в красной зоне, более 20 вузов, которые обучают инвалидов, в том числе два специализированных вуза. Я благодарю министерство за то, что, выслушав наши аргументы, они исключили два этих специальных вуза из красной зоны, но как будет с остальными двадцатью, еще надо посмотреть. А потом самое главное, надо же вообще за это премировать, стимулировать, а не наказывать вуз, если он выполняет социальную миссию. Это значит, методика составления рейтинга была порочной».

В целом, мониторингу вузов, проведенному недавно Минобрнауки по критериям, разработанным Высшей школой экономики, досталось от депутатов более всего. Депутат от ЛДПР Андрей Луговой, например, вступился за вуз, который хотят присоединить к другому, сообщает «НГ». Только почему-то тот вуз, который хотят присоединить, находится в списке эффективных. А тот, к которому присоединяют, – в списке неэффективных. Это как?

Так что министру Ливанову лучше было бы вовсе не приходить на этот «правительственный час». А то депутаты изрядно подпортили нашему «реформатору» настроение. Даже спикер Думы Сергей Нарышкин, решивший на днях вступить в «Единую Россию», - и тот в ходе встречи несколько раз раздраженно указывал министру, что тому надо бы послушать, что говорят депутаты. Но ведь если послушать того же Олега Смолина – то и весь правительственный законопроект надо тут же «зарубить».

Впрочем, даже несмотря на воинственный настрой депутатов, еще далеко не факт, что проект нового закона об образовании, разработанный ведомством Фурсенко-Ливанова, подвергнется сколь-нибудь существенному редактированию при рассмотрении документа в Госдуме во втором и третьем чтениях. Власть-то неспроста всеми правдами-неправдами проталкивает этот закон – он ее очень даже устраивает. И потому за его отмену предстоит нешуточная борьба.

На стороне депутатов, выступающих против данного законопроекта – широкая общественная поддержка – по многих городам страны уже прокатилась волна акций против готовящегося властями нового антинародного закона. Так, 28 октября в Санкт-Петербурге на площади у театра «Балтийский дом» состоялся митинг против ювенальной юстиции и закона об образовании, организованный по инициативе движения «Народный Собор» и других общественных организаций северной столицы.

На митинге был начат сбор подписей под обращением к президенту страны и спикеру Госдумы с требованием снять с рассмотрения ювенальные законопроекты, а также закон «Об образовании», которые Госдума намерена рассмотреть во втором чтении в ноябре-декабре с.г. При этом организаторы митинга не ограничились традиционным сбором подписей и раздачей листовок, но предложили всем желающим взять с собой образцы подписных листов, чтобы собрать максимально большее число подписей, которые впоследствии будут переданы президенту России и спикеру ГД.

Иван Гладилин Источник: km.ru

Популярное

Интересная информация

Статистика посещаемости

Опрос

Какой язык вам больше всего нравиться изучать?





Итоги
Вы здесь Новости образования Депутаты устроили министру образования выволочку