Депутаты: запретить платное медицинское образование

 Депутаты: запретить платное медицинское образование

Настоящим врачом нельзя стать за деньги, потому платное образование в медицинских вузах следует запретить. Таков общий смысл новой законодательной инициативы депутатов Госдумы, которая должна оказать положительное влияние на качество отечественного здравоохранения.

Автор законопроекта, либерал-демократ Валерий Селезнев с сожалением отмечает, что в 90-е годы резко упало качество подготовки медиков в стране. Как результат: пятое место в мире по количеству врачей на душу населения и 130-е - по эффективности медицинской системы.

По словам депутата, студентов-платников, которые не в силах сдать экзамены, держат исключительно из-за дополнительных поступлений в казну учебного заведения. А государство должно гарантировать качество подготовки специалиста, который будет отвечать за жизнь и здоровье населения.

«Это та сфера общественной жизни, которую нельзя отдавать в руки коммерческих структур», - убежден Селезнев. Он также считает, что с упразднением платных отделений исчезнет возможность покупки диплома врача.

«СП» предложила нескольким экспертам оценить депутатскую инициативу.

Президент Общества специалистов доказательной медицины, доктор медицинский наук Василий Власов считает, что платное образование развращает:

- У нас люди платят деньги за образование, и, казалось бы, они должны хорошо учиться. Но в действительности многие из них считают, что уже за все заплатили, и учиться не обязаны. Сложилась совершенно развратная система, причем это касается не только медицинского образования, но и любого другого. Кстати, напомню, что закон у нас запрещает получение заочного и вечернего образования по медицине. Почему запрещает? Потому что невозможно просто такие объемы информации получить заочно или в вечернее время. И я думаю, в этом смысле запрет коммерческого медицинского образования тоже вполне может быть оправдан. Но это все-таки полумера, если речь идет о повышении качества нашего здравоохранения. Это все равно, как, если бы вместо того, чтобы ребенка в хорошую школу отдать, его просто бьют, чтобы он хорошо учился. Менять надо систему…

По мнению профессора кафедры нормальной физиологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, доктора медицинских наук Олега Глазачева, запрет на платное медицинское образование вряд ли будет способствовать повышению качества подготовки врачей:

- Всегда надо подходить разумно к решению основных проблем. Думаю, и платное, может быть, и бесплатное. Другое дело, что контроль нужно наладить и на стадии приема абитуриентов, и на стадии обучения. У нас ведь какое мнение? Если человек идет на платное обучение, то он исходно бестолковый. Значит, с него можно брать деньги не только официально, но и неофициально, потом. А на самом деле, и на платном отделении, кстати, есть нормальные люди, которые просто не имеют возможности поступить на бесплатное обучение в связи с относительно низкими результатами ЕГЭ. Поскольку сейчас критерий – это ЕГЭ. Но он, как известно, не является объективным отражением подготовленности и знаний абитуриента. Поэтому, я думаю, платное образование –может иметь место, и медицинское, в том числе. Особенно, если мы говорим об иностранных гражданах, которые получают образование у нас в стране. Другое дело, что все упирается в систему контроля, в выполнение студентами учебных планов. Необходим тщательный контроль самого процесса обучения, независимо от формы обучения – платное оно, или бесплатное. И отношение студентов, конечно, надо менять. У них ведь тоже уже отношение такое сложилось: если я заплатил, меня пропустят дальше, не пропустят - еще заплачу. Это надо ломать. Ведь студент иногда выходит из вуза, ни к одному больному за все время обучения так ни разу и не подойдя. Какой из него врач будет?

«Совершенно не важно, на какой форме обучения находится студент: платной или бесплатной, - уверен, в свою очередь, врач-терапевт высшей категории Алексей Водовозов. - Опыт зарубежных стран показывает, что и на платной основе готовят очень хороших специалистов. Проблема лежит в другой плоскости. Она во всей структуре образования, начиная, от школы, и, заканчивая, последипломным врачебным образованием. Она сейчас вся не отвечает современным требованиям, по крайней мере, на мой взгляд. И те попытки реформирования, которые сейчас проводятся, к сожалению, ни к какому ощутимому результату не приводят. Последипломное образование врачебное почти уничтожено, а так как врач должен учиться практически всю жизнь, это очень существенно влияет на качество специалистов в медицине.

Еще одна очень большая проблема – язык. Международный язык современной медицины (так сложилось) – английский. Основная масса самых авторитетных медицинских научных журналов выпускается именно на английском, а уровень владения этим языком все падает и падает, в том числе и среди врачей. Но если они не могут читать специальную литературу, то отрезают где-то 90% объективной и достоверной информации.

«СП»: - На недавней конференции, посвященной как раз медицинскому образованию, ректор Первого МГМУ имени Сеченова Петр Глыбочко сказал, что «мы отстает от развития профессионального образования европейских стран в среднем на 10 лет». Он не преувеличил?

- Нет, абсолютно точно.

«СП»: - Но если есть, с кого брать пример, почему мы до сих пор не перенесли их опыт на нашу почву?

- Потому что универсальных рецептов не существует. Любая система должна адаптироваться к конкретным реалиям, которые существуют в той или иной стране. Нельзя просто взять и перенести. Это достаточно сложно, потом у нас есть все-таки и свои традиции не самой плохой медицинской школы. Все эти особенности нужно учитывать. Но, к сожалению, примерно десять лет мы топтались на месте в то время, как остальная наука и медицина, сделали огромный шаг вперед. Качественный скачок, скажем, произошел в той же молекулярной биологии. А наши студенты этим всем не владеют, они даже не знают, что это такое. Все осталось для них за кадром.

«СП»: - Но сами студенты, наверное, здесь невиноваты. Многое ведь связано еще и с качеством преподавания…

- Это понятно. Я говорю, что такая система сложилась, что, к сожалению, студенты наши выпали, из международного движения медицинской науки. Так что абсолютно неважно, за деньги они учатся или нет. Понятно, когда в вузе коммерческая основа, то существует большая вероятность, что туда попадут люди, которые сдали тот же ЕГЭ на какие-то низкие баллы. Но, во-первых, даже на платное отделение не принимают всех подряд. Во-вторых, как показывает практика последних лет, те же сто баллов по ЕГЭ еще ничего ровным счетом не означают. Это не показатель.

Из досье «СП»

По данным социологического опроса выпускников 2012 года, одна из глобальных проблем, о которых говорят выпускники, - это низкий уровень владения практическими навыками будущей профессии. Только 20% респондентов оценили свою подготовку в медицинском вузе как хорошую, 45% - как удовлетворительную и 35% - как неудовлетворительную. Эти данные привел на состоявшейся в конце прошлой недели в Москве IV Общероссийской конференции «Медицинское образование 2013» ректор медицинской академии имени Сеченова Петр Глыбочко.

Наиболее тревожная статистика, подчеркнул он, появилась при оценке молодыми врачами полученных в вузе практических умений и навыков. Только 12% молодых специалистов посчитали их качество хорошим. Современные выпускники медицинских вузов, отметил Глыбочко, владея академическими знаниями по фундаментальным дисциплинам, зачастую не способы оказать первую медицинскую помощь, определить группу крови, остановить кровотечение или выполнить простейшие манипуляции уровня среднего медицинского персонала.

Светлана Гомзикова Источник: svpressa.ru

Популярное

Интересная информация

Статистика посещаемости

Опрос

Какой язык вам больше всего нравиться изучать?





Итоги
Вы здесь Новости образования Депутаты: запретить платное медицинское образование