ЕГЭ: 12 лет на одни и те же грабли

 ЕГЭ: 12 лет на одни и те же грабли

«Ты помнишь, как всё начиналось...» Именно этой строкой из песни «Машины времени» стоит открыть сегодняшнюю дискуссию по поводу более чем 11-летнего «триумфального» шествия единого государственного экзамена (ЕГЭ) по просторам России.

А начиналось всё со слов правительственных чиновников о том, что теперь-то, дескать, каждый российский выпускник общеобразовательной школы получит возможность не только продемонстрировать полноту и глубину всех полученных знаний по отдельным предметам, но и поступить в любой государственный вуз страны, если количество набранных баллов по единому госэкзамену будет соответствовать необходимому (проходному) минимуму. Теперь, мол, вузовские коррупционеры не будут иметь возможности обдирать российских абитуриентов как липок...

А ещё начиналось с того, что нам заявляли: мол, проект внедрения ЕГЭ в России - это всего лишь проект - ни больше, ни меньше. Начнётся реализация этого проекта в так называемых пилотных регионах, и если подготовка, организация, проведение, структура экзамена и качество сдачи ЕГЭ не будут вызывать нареканий у специалистов, школьников, родителей учащихся и контролирующих органов, то проект распространится на всю территорию России в виде единственного варианта итоговой аттестации по ряду общеобразовательных дисциплин.

Пилотные регионы действительно были. В 2001 году всю «прелесть» «егэизации» испытали на себе Якутия, Ростовская и Самарская области, Чувашская республика и Марий Эл. В 2002 ЕГЭ «сдавали» уже 16 регионов России. Однако, как многие помнят, с первых же дней начала внедрения в пилотных регионах ЕГЭ нарекания по всем выше перечисленным пунктам стали проявляться с определённой регулярностью. Началось всё с контрольно-измерительных материалов, а проще говоря, с конкретных заданий, входивших в варианты ЕГЭ. Мало того, что в то время даже в Министерстве образования, возглавляемом Владимиром Филипповым, называемым сегодня «отцом ЕГЭ в России», толком не могли объяснить, кому же именно принадлежит авторство вопросов по тем или иным учебным дисциплинам, так ещё было и не вполне понятно, каким образом Минобразования учитывает жалобы и предложения по поводу странностей проведения ЕГЭ.

А странностей хватало (и продолжает хватать). Первые, простите, «подопытные» учащиеся после «пилотной» сдачи ЕГЭ сталкивались с проблемой непопадания в интересующие их вузы, даже если баллов они набирали на твёрдую пятёрку. Администрация вузов, в которые такие выпускники документы подавали, нередко заявляли: нам никакой разнарядки о принятии выпускников по результатам ЕГЭ не приходило, а значит, хотите поступить к нам - милости просим на вступительные экзамены...

Сегодня нам заявляют, что в Минобрнауки учли первые «ляпы» при организации ЕГЭ, а потому теперь все вузы (ну, за редким исключением - консерватории и прочие творческие) должны принимать школьных выпускников только по результатам ЕГЭ. Однако если внимательнее присмотреться, то проблема эта на самом деле никуда не исчезла. Часто руководители вузов создают искусственные барьеры выпускникам школ, набравшим достаточное количество баллов на ЕГЭ, для поступления в эти самые вузы с определённой целью.

Рассказывает Александр М. (студент вуза, Саратовская область).

Сдавал ЕГЭ в 2011 году. Помимо обязательных русского языка и математики, выбрал физику и информатику, которые были нужны для поступления в один из технических вузов Санкт-Петербурга, о котором я долго мечтал. По всем предметам набрал такие проценты, которые соответствовали оценке «отлично», чего для поступления в выбранный вуз, естественно, хватало (по закону, хватало). Подал документы на поступление, но уже в ближайшее время оказалось, что не попадаю, так как в списке абитуриентов стали фигурировать люди с более высокими баллами по ЕГЭ, а также всевозможные льготники - около четырёх десятков детей-инвалидов и около трёх десятков победителей всевозможных олимпиад. Понял, что меня и других таких как я, которые хотели поступить по-честному, просто решили слить. Руки опустились, родители тоже расстроились... Буквально на следующее утро мне позвонили из этого вуза и сказали, что у меня высокие баллы, но им я не подхожу, а вот другому вузу в том же Питере подхожу, и если есть интерес, то можно будет встретиться и всё обсудить.

Какая-то надежда промелькнула... На встрече мне сообщили, что есть другой вариант - поступить в другой вуз (его мне назвали) на платное отделение, а после первого года обучения появится возможность перевестись сюда, если будут отчисления. Я сначала подумал, что это вариант, но когда мне и родителям назвали стоимость платного обучения... У нашей семьи просто не было таких денег. В итоге потерял много времени, уехал обратно в родной город - Энгельс (Саратовская область), едва успел в местный поступить. Сейчас с уверенностью говорю: все слова о том, что ЕГЭ помог победить коррупцию в образовании - полная чушь... Имею личный опыт.

Скандалы с «мёртвыми душами»-абитуриентами, с помощью которых сотрудники вузов пытаются решать свои финансовые проблемы, это лишь одна из сторон того, как в современных условиях научились обходить необходимость учёта результатов ЕГЭ при поступлении. Скандал в одном из медицинских вузов столицы прошлого года - это лишь одно из массовых проявлений мошеннической схемы в образовании. А ведь таких схем за годы использования единого госэкзамена в России успело наплодиться очень и очень много.

Подставные лица на ЕГЭ - ещё один из вариантов. Только в этом случае мошенничеством занимаются сами выпускники. Так как экзамен подавляющее большинство выпускников сдают не в родных школах, причём в смешанных группах, при наблюдении со стороны «чужих» учителей, то есть вариант отправить вместо себя того, у кого больше шансов набрать нужные баллы. Сопоставлять фотографию по паспорту будут далеко не везде, вот потому на местах выпускников в классах во время сдачи ЕГЭ появляются люди, которые выступают их «двойниками» за определённое денежное вознаграждение. Скандал со студентами МФТИ, которые в 2011 году сдавали экзамены за школьников - яркий пример того, как эта система работает. А ведь обнаруженный подлог - это лишь верхушка айсберга. За руку поймали пятерых, а скольких не поймали?.. Можно только догадываться...

Идеологи ЕГЭ говорят о том, что единый госэкзамен позволяет осуществить фронтальную проверку качества знаний учащихся, причём экзамен выстроен так, что воспользоваться на нём посторонней помощью невозможно. И тот, и другой тезис не выдерживают никакой критики.

Ну, какие фронтальные знания, например, по физике или истории может проверить ЕГЭ. Умение определиться с формулой для решения определённой задачи, на которую школьника натаскивали всё последнее время, абсолютно никак не может показать его реальных знаний по физической дисциплине. Его способности (или неспособности) рассуждать логически, мыслить нестандартно, применять полученные знания на практике. Такой учащийся не может продемонстрировать, насколько умело он использует физическое оборудование для практических целей, насколько он вообще готов делать что-то своими руками, а не описывать лишь на бумаге то, как бы он это делал при наличии приборов и материалов. Ведь есть и такие ученики, которые могут без единой ошибки собрать сложную электрическую цепь, провести в ней все необходимые измерения, но не могут чётко сформулировать своих мыслей по поводу того, как они это сделали. Ну, не все выпускники, которые сильные в физике или математике, у нас Цицероны и писатели от природы... Исходя из реалий ЕГЭ, их оценка - неуд... Справедливо ли это? Вопрос риторический...

И если ученик смог правильно указать даты известных исторических событий - значит ли это, что он хорошо знаком с историей. В конце концов, можно ткнуть пальцем в небо и угадать правильный ответ... Теория вероятностей этого не отменяет. Учитель не в состоянии оценить то, насколько готов такой выпускник аргументировать свою позицию, опираться на исторические факты, сопоставлять и делать анализ информации. Удел ученика - что-то нацарапать на специальном листе. Нацарапал плохим почерком - тоже неуд, ведь техника может не понять, не разобрать - пойди докажи, что ты выбрал правильную букву или вписал нужное слово... Удел учителя держать кулаки, и ждать, что его подопечный сможет выбраться живым и невредимым из лап «молоха» ЕГЭ, да ещё и с нужным результатом.

Критика ЕГЭ за 12-летнюю историю его использования в России стала по-настоящему массовой. Таким подходом к итоговой аттестации недовольны как сами школьники, которые в течение пары последних школьных лет перестают учиться, а начинают «натаскиваться» исключительно на ЕГЭ, так и учителя, родители школьников, представители научной интеллигенции, общественности. Это десятки миллионов людей, которые всё последнее время пытаются донести до властей, что ЕГЭ - это машина для реализации проекта под названием «отупление нации». Пожалуй, любой советский троечник, даст фору современному отличнику, написавшему ЕГЭ на «пять»... И это при том, что либеральные элиты называют советское образование однобоким и подверженным давлению тоталитарных идей... Сегодня, вроде как, не подвержено - и что? У нас кругом одни Ломоносовы, Булгаковы, Туполевы или Ландау?.. Вроде бы нет. Нам теперь демонстрируют другие приоритеты: Света из Иванова, «Наркоман Павлик», «герои» «Дома-2», депутат Пономарёв, читающий «инновационные» лекции по астрономическим ценам...

Кстати, не факт, что тот же Михайло Васильевич поступил бы в современный вуз, ведь с результатами ЕГЭ у него были бы явные проблемы. Не факт и то, что сегодня стал бы первым покорителем космоса Юрий Гагарин, у которого отец был плотником, а мать - рабочей на ферме. Вероятнее всего, Гагарина в наше время при поступлении в вуз обошли бы «льготники», у которых родители имели бы более «высокий» статус и гораздо большее число купюр в карманах...

Но если десятки миллионов россиян уже буквально кричат о том, что ЕГЭ - это подмена реального оценивания знаний учащихся, что эта система вобрала в себя весь тот негатив, от которого отказываются западные страны, то почему «триумфальное» шествие ЕГЭ по России продолжается? Мало старых скандалов? Так появляются новые: публикации тестов в социальных сетях, рост числа фирм, которые предоставляют услуги по решению заданий ЕГЭ и даже выдаче «липовых» свидетельств о сдаче единого госэкзамена. Кому нужно то, что не поддерживается подавляющим большинством российского народа? Или это своеобразная «забота» против воли... Так насильно мил не будешь...

Складывается впечатление, что нашу образовательную систему целенаправленно ставят на одни и те же грабли, а потом смотрят, какую гримасу боли после очередного удара она состроит... Если это кому-то доставляет удовольствие, то это уже, прямо скажем, нездоровый интерес. Может быть, пора останавливать этот безумный эксперимент над российским образованием, который слишком затянулся и успел обрасти целым сонмом проявлений коррупции, мошенничества, понижением уровня качества знаний, тотальным страхом перед ЕГЭ. Ведь доходит до того, что сегодняшние учителя единым госэкзаменом школьников пугают: мол, не сдашь - сам опозоришься и меня опозоришь. Такое психологическое давление априори загоняет выпускника в стрессовую ситуацию, в которой проходит весь последний год его обучения в школе.

P.S. Во вторник стало известно об отставке сразу несколько высокопоставленных чиновников Минобрнауки. Среди них и замминистра Игорь Федюкин. Сообщается, что причины отставки - это выявление масштабных махинаций в процессе присвоения научных степеней (1323 «липовых» докторских степени лишь за 2012 год). За «липовых» кандидатов и докторов, вроде бы, взялись, как и за чиновников, которые «липу» растили... Может быть, так дело и до ЕГЭ докатится, ведь его минусы стократно перекрывают те позитивные планы, которые были с этим внедрением связаны. И если минусы множились 12 лет, то глупо надеяться, что ситуация с ЕГЭ дальше будет лучше.

Володин Алексей Источник: topwar.ru

Популярное

Интересная информация

Статистика посещаемости

Опрос

Какой язык вам больше всего нравиться изучать?





Итоги
Вы здесь Новости образования ЕГЭ: 12 лет на одни и те же грабли