ИнЯз, быть или не быть?

 ИнЯз, быть или не быть?

Девять лет назад мы уже писали о ситуации в Лингвистическом университете, ректор которого И.И. Халеева, поныне сохраняющая свой пост, выступила одним из застрельщиков так называемых «реформ» высшей школы - прежде всего в направлении её коммерциализации . «Реформы» обернулись для студентов невозможностью нормально учиться. Публикуемая статья показывает, что администрация МГЛУ делает всё возможное, чтобы в его стенах ещё и не осталось ни одного искренне заинтересованного в своём деле преподавателя.

ИнЯз - это не вопиющий случай злоупотреблений и манкирования университетским руководством своими обязанностями. Сознательное превращение когда-то одного из сильнейших вузов страны в лавку по торговле «престижными» дипломами - всего лишь один из ярчайших примеров того, как повсеместно разваливается высшее образование в России: этот развал начался задолго до полного вступления в силу закона 83-ФЗ, означающего, по сути, конец бюджетных учреждений.

Проблема трудоустройства занимает всех выпускников МГЛУ без исключения. Хорошо тем, у кого помимо знания языков есть специальность (юрист, журналист и т.д.). А как быть лингвистам? Получать второе образование сразу после первого? Не все на такое могут пойти. Тогда - преподавать или переводить. Ещё есть вариант - менеджер. Однако не везде возьмут менеджером без опыта работы. Да и как-то не тянет на телефонные звонки отвечать после пяти лет глубокого изучения языка. Ты же разбираешься в теорфонетике, теорграмматике, лексикологии и стилистике, можешь проанализировать текст с точки зрения интенций автора! Какой менеджер?!

Тяжелее всего решение дается прилежным студентам. У тебя два-три языка и одни пятерки в дипломе. Ты хочешь заниматься делом! Значит, надо работать в университете. Зачем долго думать, ведь можно остаться в МГЛУ! И ведь уже предлагали (декан или завкафедрой). Гораздо приятнее работать там, куда зовут, чем там, куда приходишь просить сам. Красота: никаких просиживаний на сайтах с вакансиями, никаких изматывающих собеседований. Через два месяца после выпускного ты сидишь на месте уважаемых тобой преподавателей. Ты не хуже них. А то и лучше: они ведь уже забыли, как сложно учиться, а ты помнишь и сочувствуешь студентам, искренне хочешь помочь и веришь, что если студент не выучил - это не его вина. Ты полон сил, энтузиазма и веры в людей. Ты готов формировать первоклассных специалистов. Да ещё и сам каждый день непрерывно углубляешь и переосмысляешь то, что было недопонято или недоучено, закрепляешь то, что было усвоено (иначе для чего всё это было выучено?). А уж имя университета и престиж покрывают все потенциальные недостатки. Конечно, ты знаешь, что зарплата здесь небольшая. Но что поделать - бюджетный вуз.

Как бы ни самоотверженно ты не работал, приходит время, когда помимо гордости за работу в престижном вузе, удовольствия от работы с языком и формирования специалистов хочется получить деньги. Вообще это вполне естественно - получать деньги за работу. Но не в МГЛУ. В первый же месяц работы оказывается, что фиксированных дней выплаты нет. В ответ на вопрос «В какие числа дают деньги?» старшие товарищи начинают переглядываться и нервно хихикать, после чего следует невнятное: «Конкретных чисел никто не знает». Со временем понимаешь, что здесь вообще почти никто почти ничего не знает. Работают бесплатно, на остаточном энтузиазме, высасывают из пальца сомнительное чувство долга и пытаются друг друга убедить, что это в порядке вещей.

Перейдём к фактам. В 2007-2008 учебном году младший преподаватель получал по ставке (около 18 академических часов в неделю, а то и больше - в зависимости от факультета) 2500 рублей. Это обязательная часть от государства, которая приходила более-менее регулярно в начале месяца. Академический час работы младшего преподавателя стоил 120 рублей минус налог. Разница в оплате со старшим преподавателем, доцентом и даже профессором не слишком большая (их оплата за час на 10-30 рублей больше). Не нравится сумма? Бери больше часов! Правда, приходила почасовка раз в два-три месяца. Ходить в бухгалтерию бесполезно. Набор их ответов ограничен и актуален по сей день:

а) До Вашей фамилии в списке не дошли (это могут сказать человеку и на «И», и на «П», и на «Ф»);

б) Мы никому ничего не должны, деньги перечислены и идут;

в) Ждите. Не знаю сколько. Просто ждите;

г) А зачем Вы рассчитываете на эти деньги? Подрабатывайте!

В 2008-2009 учебном году преподавателям пообещали прибавку. Всех заставили расписаться в каком-то формуляре в отделе кадров. О прибавке говорили много и смачно. Зарплату прибавят в два раза!!! Прибавили, но только государственную часть. Что составило около 5000 рублей. А почасовка по-прежнему приходила раз в два месяца. Важное примечание: в январе и июне часов почти нет, нет и денег. Если Вам повезло работать с четвертым-пятым курсом, Ваш язык достигнет совершенства, но в месяцы, когда студенты уходят на практику или сдают курсовые и госэкзамены, денег не будет (апрель-май - экзамены, плюс два месяца практики).

В 2010-2011 учебном году во время «тронной речи» ректора И.И. Халеевой преподаватели падали ниц и орошали паркет актового зала благодарными слезами, ибо высочайшим приказом была отменена почасовка и всех перевели на оклад. Старшему преподавателю было обещано 30 тысяч на ставку, а доцентам и профессорам более 40 тысяч. Всё оказалось не так просто. Во-первых, цифры на деле оказались меньше на 5-10 тысяч в зависимости от ставки. Во-вторых, оклад приходил раз в два-три месяца. В-третьих, на заседаниях начались поучительно-запугивающие речи о том, что эти деньги платят «за всё», а не только за часы, поэтому работать надо как следует. Иначе прибавку «могут отобрать».

В 2011-2012 учебном году финансовая ситуация достигла своего апогея. В первом полугодии деньги просто не платили. Иногда приходили несколько тысяч, которых, очевидно, должно хватить на дорогу до университета и батон хлеба. Во втором полугодии всех перевели обратно на почасовку. Расценки не такие нищенские, как были раньше, но всё равно мизер. Профессор получает 350 рублей за академический час. И всё, сказанное выше о «пустых» месяцах, снова стало актуальным.

Ситуацию можно исправить, набрав часы в коммерческих группах (второе высшее образование, курсы и ППК (практикум по проф. коммуникации). Платят там неплохо, около 400 рублей за час, но есть один нюанс. Эти деньги преподавателям платят раз в полгода, а то и реже (что удивительно для студентов, которых не пускают на первое занятие, пока они не оплатят курс). Долг университета многим преподавателям составляет больше 100 тысяч на человека. Кто-то отказывается от коммерческих групп в пользу мизерной, но регулярной почасовки. Совсем обессилевшие люди увольняются, так и не добившись выплаты долга - а расчёт без этой выплаты противоречит статье 80 Трудового кодекса РФ.

Итак, что же имеет сейчас преподаватель МГЛУ? Госчасть регулярно (2-6 тысяч) и почасовка, которую с замиранием сердца ждут каждый месяц. В среднем 10-15 тысяч за всё. Ну и кто-то ждет оплату за коммерческие группы. Важное примечание: отпускные теперь тоже мизерные. В 2011 году на два летних месяца выплатили фантастическую для МГЛУ сумму в 50-60 тысяч. Правда, в сентябре.

И ещё. Часы подготовки и проверки тетрадей есть в индивидуальном плане, но за них не платят. Не платят за составление программ, учебно-методического комплекса, заданий олимпиады, за проведение олимпиады, организацию Дня открытых дверей, приём экзаменов и зачётов, ведение курсовых, дипломов и кандидатских. Не платят. Когда выпускника уговаривают остаться, об этом умалчивают. Потому что вуз выживает за счёт плавающих кадров - увольняются толпами. Администрация может и сказать: «Таких как Вы много. Вы легко заменимы». А куда катится вуз, где со временем не останется опытных преподавателей, а будут только временные бывшие выпускники?! Как же качество образования и престиж вуза?!

Ведь помимо всей финансовой грязи нужно терпеть и крайне неудобное расписание (пара в 8 утра, потом в 16.35, потом в 21.10), переезды из корпуса в корпус за один день, отсутствие методической поддержки, хамство в бухгалтерии и особенно в отделе кадров, где заверяют копии трудовой книжки по 100 рублей за страницу (что противоречит статье 62 ТК РФ), беспредел и шантаж в аспирантуре (где угрожают штрафом за защиту не в срок, а сумму никто не знает), плохую еду за астрономические суммы в столовых (пакетик чая и кипяток - 20 рублей), жутчайшую антисанитарию в туалетах, наконец!

Самое печальное, что всё это великомученичество теряет всякий смысл, когда посмотришь на тех, кого надо учить. Есть хорошие группы. Но ситуация всё хуже и хуже. Набирают всех подряд, чтобы не было недобора. Каково учить тех, кто получил 30 баллов из 100? Большинство студентов совершенно не мотивированы и не скрывают, что пришли лишь за «корочкой» престижного вуза. Исключить человека практически невозможно, даже если это отъявленный прогульщик или двоечник. Главное - статистике не навредить. У нас, дескать, всё хорошо. А потом человеку, который был 4-5 лет на грани исключения и регулярно чудом пересдавал, ставят 4 на госе. И он идет устраиваться на работу. И работодатели видят, чтó приходит из иняза. А приходит оно всё чаще и чаще. Уважение к дипломам МГЛУ (даже красным) падает. Падает и уважение к преподавателям, которые таких «специалистов» выпускают.

Возникает вопрос: зачем работать в вузе, который ни капли не ценит своих преподавателей, не способен обеспечить комфортные условия работы, вытягивает из них деньги и при этом не платит за работу?

Наталья Владимирова Источник: scepsis.ru

Популярное

Интересная информация

Статистика посещаемости

Опрос

Какой язык вам больше всего нравиться изучать?





Итоги
Вы здесь Новости образования ИнЯз, быть или не быть?