Комментарий к выступлению министра образования Ливанова

 Комментарий к выступлению министра образования Ливанова

Очевидно, что министр [Дмитрий Ливанов] перекладывает ответственность с «больной головы на здоровую»! Как будто и не министерство вместе c ректорским корпусом держало два десятилетия преподавателей на мизерных зарплатах! Как будто Ливанов никогда и не слышал о постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов»,

которое позволило вузовской бюрократии официально сохранять мизерную зарплату, а за счет игры с доплатами прикармливать всякого рода «своих» и подхалимов. Что — ни он, ни власти не знали, что ректоры годами выплачивают себе из всякого рода карманных фондов огромные премии? [Подробнее о скандальныз высказываниях министра см. предыдущий материал: Олег Донских о недавних заявления министра образования и науки Дмитрия Ливанова - Ред.]

Оно, конечно, из слов министра явно видно, что он слабо ориентируется в реальности! То ли давно стал чиновником, то ли давно не разговаривал с преподавателями об их реальных зарплатах, то ли, как большинство чиновников, быстро заразился вирусом «оторванности от реалий» в своей хрустальной башне. Это напоминает не только часто цитируемые слова Марии-Антуанетты — «если у них нет хлеба, пусть едят пирожные», но и советский анекдот про Брежнева. Когда в целях экономии у водочных «бескозырок» пропали «язычки» и народ, матеря правительство, ковырял в подворотнях эти бывшие «бескозырки» ключами и подвернувшимися под руки железками, эти разговоры о недовольстве дошли и до Брежнева. И вот Леонид Ильич, взяв с банкетного кремлевского стола бутылку водки с винтовым колпачком, долго вертел ее в руках и потом недоуменно воскликнул: «И зачем им здесь какой-то язычок?»

То, что наш президент, премьер-министр и многие министры, да и вообще вся т.н. «элита», оторвались от реальности – давно уже не секрет!

Что хорошего можно ждать от министра, который на полном серьезе оперирует дутыми цифрами «средних зарплат» и понятия не имеет ни о реальных зарплатах, ни о реальном положении дел в вузах, ни о том, что оперировать надо не «средней температурой по больнице», а выводить зарплаты у каждой категории преподавателей отдельно и не допускать «засовывания» в средние цифры зарплат всей вузовской верхушки и всякого рода грантовых выплат?!

Те аргументы в защиту министра, которые я услышал от коллег, сводились к тому, что он по-своему прав, когда говорит о низкой квалификации многих преподавателей, что он и не думал никого обижать, просто у него такая логика «технократическая», наоборот, он первый из министров, сказавший о недопустимости низких зарплат и обвинивший в этом ректоров. Фактически, по этой логике, министр — союзник преподавателей в борьбе с ректорами, и в ряде случаев на его поддержку в этой борьбе можно рассчитывать!

С последним, отчасти, можно и согласиться!

Но есть, на мой взгляд, ключевой вопрос, какой из двух путей правильнее?

Один путь — сделать вид, что хамства с его стороны не было, смотреть на него как полезного человека по разгребанию авгиевых конюшен высшего образования.

Другой — отдавая себе отчет в некой прагматической верности первого пути, признать для своего достоинства невозможным стерпеть хамство министра!

И мне не нравятся попытки реакцию возмущения и желания защитить профессиональное достоинства преподавательского сообщества, которое чохом измазали грязью – объявить реакцией по принципу «сам дурак!» и сказать, что это недостойно профессионалов. Или «психоаналитическая» попытка объявить такой протест реакцией невзрослого человека на обиду, нанесенную взрослым ребенку.

На мой взгляд, даже при наличии неких прагматических выводов нельзя не замечать и тем более нельзя прощать оскорбления достоинства преподавателей! Это путь в никуда!

Если мы хотим, чтобы разобщенное сообщество осознало свои интересы и начало защищать себя и свои трудовые права, нужно сначала, чтобы оно научилось защищать свое достоинство! Может быть, я скажу ересь, но достоинство не менее важно и не дешевле стоит, чем условия труда или размер зарплаты!

Дилемма проста: или будем уважать себя и не дадим вытирать о нас ноги или преподаватели так и останутся униженными крепостными, подбирающими крошки с барского стола!

Многие пытаются свести смысл этого письма к простой механической реакции на слова Ливанова. Это неверно! Да, конечно, министр сказал хамские слова, и смолчать- это себя не уважать! Об этом пишут многие преподаватели, подписавшие письмо!

Но не только и не столько в этом дело! Главной задачей письма и задачей Инициативной группы Ассоциации вузовских преподавателей является консолидация разобщенного преподавательского сообщества для защиты своего достоинства и трудовых прав и борьбы против всевластия вузовской и министерской бюрократии.

Большая часть тезисов письма были рождены в спорах группы участников этой ИГ еще весной и летом, а сейчас только внесены изменения в некоторые формулировки!

«Чудовищное административное неуважение» к нижестоящему, вообще характерное для всей российской (и советской, и дореволюционной) бюрократической системы – должно быть изжито и вузах, и в научных учреждениях!

Но оно никогда не будет изжито, если сами преподаватели будут позволять себя не уважать и не будут реагировать даже на прямые оскорбления!

Не в министре дело! Министры приходят и уходят, а наша высшая школа должна остаться и остаться не с униженным преподавателем, раболепно или прагматически ищущим оправдания любым оскорблениям начальника, а с преподавателем, уважающим себя, умеющим и защищать свое достоинство, и отстаивать нормальные условия труда и добившимся своей борьбой достойной зарплаты и самоуважения.

Морозов Константин Николаевич, доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин ФГУ РАНХиГС и профессор кафедры Истории России Нового времени РГГУ.

Статья проф. К.Н.Морозова публикуется в сокращении.

К.Н. Морозов Источник: za-nauku.ru

Популярное

Интересная информация

Статистика посещаемости

Опрос

Какой язык вам больше всего нравиться изучать?





Итоги
Вы здесь Новости образования Комментарий к выступлению министра образования Ливанова