Министерство образования расписалось в полном бессилии

 Министерство образования расписалось в полном бессилии

Уже более десяти лет прошло с начала массового внедрения в нашу систему образования ЕГЭ, и вот круг замкнулся: Рособрнадзор фактически расписался в собственном бессилии создать «общероссийскую систему оценки качества образования». Но 300 миллионов рублей из бюджета на разработку этой самой системы, тем не менее, запросить не забыл.

Как явствует из опубликованного вчера самим Рособрнадзором объяснения провалов ЕГЭ-2013, ведомство решило потратить эти 300 миллионов рублей на то, чтобы нанять сторонних помощников, которые бы смогли написать за них техническое задание для «общероссийской системы оценки качества образования», пишет в своей редакционной статье «Независимая газета». Другими словами, чиновники фактически признают, что без посторонней помощи не могут сформулировать даже общие требования к оценке качества образования, то есть к основной сфере своей деятельности.

Еще более удивительно, отмечает издание, что Рособрнадзор сегодня ищет сторонних исполнителей даже для составления простого перечня ведомственных требований. В конкурсной документации прямо заказываются «перечень внутренних распорядительных документов Рособрнадзора и нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы контроля и надзора за образовательными учреждениями».

Кроме того, ведомство закупает «описание организационной структуры участников процессов контроля и надзора за образовательными учреждениями». То есть Рособрнадзор закупает описание схемы работы Рособрнадзора, отмечает издание.

Это похоже уже на полную прострацию. И возникают резонные вопросы: кому нужен такой Рособрнадзор и нужен ли вообще ЕГЭ, так и не ставший новой «общероссийской системой оценки качества образования»? Зачем «совершенствовать» эту самую систему ЕГЭ, а заодно кормить из бюджета чиновников, которые без посторонней помощи даже собственные ведомственные требования сформулировать не в состоянии?

Тем временем «на попятный» с ЕГЭ отчасти пошел даже министр образования и науки Дмитрий Ливанов, заявивший на днях на совещании с ректорами вузов, что со следующего года правила поступления в вузы могут быть пересмотрены. Так, по словам министра, проходной балл может складываться не только из результатов ЕГЭ, но и оценки аттестата и других показателей, то есть исходя из портфолио поступающего.

Идея портфолио – это фактически конец ЕГЭ, считает президент Всероссийского фонда образования, профессор Сергей Комков. «В министерстве не понимают, что делать дальше, потому что вузовское сообщество категорически возражает против приема на основе результатов ЕГЭ. Эти результаты совершенно не отражают знаний выпускников», – заявил эксперт в интервью ИА REGNUM. И тот факт, что министр образования в числе новых правил приема в вузы озвучил идею «портфолио», свидетельствует о нарастающей в министерстве панике.

Что же касается идеи портфолио, рассказывает Комков, то она не нова: он сам и бывший директор Федерального центра тестирования (ФЦТ) Владимир Хлебников впервые озвучили ее в 2005 году на заседании коллегии Министерства образования РФ. «Портфолио – достаточно распространенный принцип проверки знаний во многих странах мира, – поясняет эксперт. – Например, в американские вузы принимают исключительно через принцип портфолио. Это означает, что учитываются все результаты обучения в старших классах, все награды, творческие работы, публикации, рецензии, рекомендательные письма. Для приема в вуз выпускник должен приносить огромную пачку документов, в которой отражены его заслуги и его успехи за все время обучения в школе. Комиссия внимательно все рассматривает, встречается с каждым абитуриентом лично, ведет собеседование, и только по итогам и с учетом портфолио выносится решение о приеме того или иного ученика в вуз».

Текстовый же экзамен, введенный в России как единственный принцип проверки знаний, во всем мире носит второстепенный характер, а в США сдается платно и является лишь бонусом при поступлении в вуз, рассказывает Комков. В конечном итоге, уверен эксперт, Россия придет к оценке уровня знаний при приеме в вуз с учетом целой совокупности показателей: среднего балла аттестата, вступительных экзаменов, портфолио.

«Другого варианта у нас просто нет: сейчас все уже дошло до полного абсурда и все понимают, что это не может продолжаться бесконечно, – считает Сергей Комков. – Есть отработанная схема – та, по которой принимают ведущие американские, британские, французские университеты, и только исходя из этого опыта мы можем перейти к нормальной процедуре принятия абитуриентов. Это в дальнейшем поможет нашим вузам приблизиться к наиболее успешным мировым университетам».

Иван Гладилин Источник: km.ru

Популярное

Интересная информация

Статистика посещаемости

Опрос

Какой язык вам больше всего нравиться изучать?





Итоги
Вы здесь Новости образования Министерство образования расписалось в полном бессилии