Нынешний формат ЕГЭ провоцирует снижение качества обучения

 Нынешний формат ЕГЭ провоцирует снижение качества обучения

На кону не только оценка уже пройденного этапа жизни, но и ключ к следующему этапу

Сама по себе идея Единого государственного экзамена, проверяющего всех учеников на максимально одинаковых условиях, совершенно естественная. В конце концов, и в предыдущие эпохи экзамены шли на одном и том же наборе билетов или задач для всей страны. Дальнейшая унификация – дело вполне полезное. Чем меньше различия в условиях проверки, тем точнее результат проверки отображает способности самих учащихся, а не различия в этих условиях.

Возможности для подтасовки в нынешнем формате экзамена немерены

Но от идеи до ее исполнения всегда немалое расстояние. В данном случае это расстояние пройдено явно не в ту сторону, в какую следовало. А именно: во-первых, в чисто техническом плане ЕГЭ еще меньше, чем предыдущие форматы экзаменов, застрахован от разнообразных любителей исправлять ошибки Фортуны ловкостью рук. Уже совершенно ясно, что возможности для подтасовки в нынешнем формате экзамена немерены. На мой взгляд, это еще не самое страшное.

Куда страшнее то, что сам формат экзамена проверяет не столько способности к размышлению и знание правил, дающих основу для этого размышления, сколько элементарное зазубривание. Известно, что выпускник, потративший все силы только на ответы той части вопросов, где достаточно простого зазубривания, получит большую оценку, чем тот, кто потратит силы на вопросы, требующие размышления. Это уже страшно, потому что зазубривание вместо размышления – это то, от чего школа на протяжении нескольких веков стремилась уйти, и уйти совершенно обоснованно.

Человек, знающий некое правило и умеющий делать выводы на основе этого правила, может найти те факты, которые ему в противном случае пришлось бы заучивать. Обычно на заучивание одного факта уходит немногим меньше сил, чем на понимание правила и на обучение размышлению. Получается, что при зазубривании факта ученик тратит не меньше сил, а результат получает несравненно меньший, чем при изучении правил и обучению выводу из этих правил.

Опасность ЕГЭ еще и в том, что он одновременно и выпускной, и вступительный

Сам формат экзамена наталкивает школу на то, чтобы давать ученикам значительно меньшие возможности, чем были у учеников моего поколения. Нынешний формат экзамена провоцирует снижение качества обучения. В принципе, это исправимо. Надо поручить составление пакетов заданий для Единого государственного экзамена специалистам по составлению пакетов заданий для интеллектуальных игр. В наших играх давно отработаны технологии проверки и оценки именно понимания и размышления, а не просто знания. Отработаны и способы выявления несанкционированного доступа к вопросам. Мы знаем, как изрядно снизить коррупционность ЕГЭ. Но, к сожалению, это предложение пока не услышано никем из тех, кто отвечает за подготовку и проведение Единого государственного экзамена.

Кроме того, на мой взгляд, опасность Единого государственного экзамена еще и в том, что он одновременно и выпускной, и вступительный. На кону не только оценка уже пройденного этапа жизни, но и ключ к следующему этапу, когда в течение 5-6 лет человек учится, причем если результат ЕГЭ хороший, то учится за государственный счет и зачастую получает стипендию. Если все это перевести в денежный эквивалент, то на кону – сотни тысяч рублей, а это уже сумма, ради которой многие готовы серьезно рисковать. Выход из положения разве что в том, чтобы резко усилить отсев из вузов на первых курсах.

Анатолий Вассерман Источник: km.ru

Популярное

Интересная информация

Статистика посещаемости

Опрос

Какой язык вам больше всего нравиться изучать?





Итоги
Вы здесь Новости образования Нынешний формат ЕГЭ провоцирует снижение качества обучения