О светской этике и религиозной культуре в школах

 О светской этике и религиозной культуре в школах

В школах России в сентябре появился новый предмет - "Основы религиозных культур и светской этики". В некоторых регионах, "пилотных", эту дисциплину изучают уже несколько лет. Но и там не прекращаются споры: нужна ли она в принципе, и если да, то чему и как учить школьников.

Бурная дискуссия развернулась на сайте "Комсомолки" после нашей недавней публикации.

А вот два подробных письма от наших читателей. Чье мнение вам ближе? Может, у вас другой опыт преподавания или изучения ОРКСЭ (такая аббревиатура уже появилась для нового предмета)? Давайте обсудим!

Любовь САПУНОВА, мама школьницы из Новосибирска:

"Я сказала дочери: "Бросай эту чушь!"

- В последнее время федеральные СМИ много говорят о новом предмете "Основы религиозной культуры и светской этики".  Это для столицы он новый. Во многих "пилотных" регионах "религию и этику" изучают уже несколько лет.

Если сейчас нет подготовленных преподавателей, внятных методичек и учебников, то 2 года назад, когда "основы светской этики" изучала моя дочь - пятиклассница, их и в помине не было. Чтобы представить качество преподавания, приведу лишь один пример.

Однажды дочь пропустила урок по болезни. Чтобы подготовиться к следующему уроку, вначале помучилась в интернете, потом пришла за помощью ко мне. Я впала в ступор на первом же вопросе. Цитирую дословно: "назовите 5 причин нравственности" . При том "причинный" список был жестким, за ошибку снижали баллы. Я тогда сказала своей отличнице: "бросай эту чушь и смело получай двойку".

"Светская этика" - это вообще о чем? О том, что такое хорошо и что такое плохо? О том, как правильно ложку-вилку держать и спасибо/пожалуйста говорить? Там вальс танцевать учат? Старушкам место уступать?

И вообще, дети как-то вычленяют "этическое" бубнение училки из ежедневного суммарного фона бубниловок других учителей? Уверена, дети воспринимают потуги на воспитание как шум. Невыносимый и нескончаемый как зубная боль шум. И реагируют адекватно: абстрагируются не слушая и не слыша. А если сильно достает - вопят и сопротивляются. И правильно делают. Потому как "делай как я" и "делай как я говорю" - не одно и то же.

Основы религий не по возрасту? - да! Даже самый талантливый и эрудированный педагог не справится с задачей передать такой объем информации за несколько часов 25 детям детям 9 - 10 лет. Полнейшая профанация идеи.

А не полезнее ли представление о религиях (всех мировых) включить в контекст курсов истории, музыки, живописи? Обсуждения вопросов этично/неэтично всегда брал на себя предмет литература (ну это если на уроке рассуждать, а не ответы к ЕГЭ зубрить).

Ну не безнравственно ли срезать часы русского, математики, иностранного в пользу мутного, совершенно неинтересного и бесполезного предмета.  Не безнравственно ли красть у детей их невосполнимый ресурс - время?

Жанна Сергеевна ГОЙДИНА, учитель из Калининграда:

"Неужели вы боитесь, что ребенок услышит слово "православие"?

- В прошлом году на меня обрушилась неожиданная весть – я буду вести курс ОРКСЭ, так как учитель, которая вела его, ушла на заслуженный отдых. Мной закрыли амбразуру. Просто больше вести было некому - курсов никто не проходил, кроме меня. На курсы по программе «Преподавание духовно-нравственных дисциплин» пошла по своему желанию – хотела узнать больше о христианстве, а также сеять не только «разумное, доброе», но и «вечное».

Дело в том, что наша область является одним из регионов, где курс ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) изучается уже несколько лет в качестве эксперимента. В этом году он вводится как обязательный урок во всех школах страны.

В прошлом году я вела «Основы светской этики» в 4 и 5 классах. Я с уверенностью могу сказать, что детям этот курс интересен, они с удовольствием выступают, делятся своими переживаниями, мыслями, учатся сопереживать. Очень важно, что курс безоценочный, но многие с удовольствием делают творческие задания, не стесняются высказать свое мнение. Оценки я все же ставлю, но только пятерки.

Я ОЧЕНЬ недовольна учебником, и старалась поменьше его использовать. Материал представлен неудобоваримо, сухо, как-то непоследовательно, есть даже фактические ошибки, да и вообще, простите, что такое светская этика?

А вот заключение Института философии РАН: «Предлагаемый текст модуля «Основы светской этики» не может быть рекомендован в качестве учебника, а сам подход к определению названия предмета, его места в общем курсе, содержательных акцентов и организация работы над ним вызывают недоумение и огромную обеспокоенность за судьбу и качество российского образования…»

В этом году наши родители «поделились». Примерно половина родителей четвероклашек выбрали «Светскую этику», а немного меньшая половина - «Основы православной культуры». Естественно, оба модуля должна вести я.

Честно говоря, я несказанно радовалась выбору родителями модуля «Православная культура», потому что читала учебник А. Кураева и видела его безусловную выигрышность по сравнению с «Этикой» - сочный язык, хорошие иллюстрации, интересная подача материала.

Я убеждена, что любой педагог на подобных уроках прямо или косвенно несет детям свое мировоззрение, духовные взгляды и ценностные ориентиры. В этом смысле учебник «Светской этики» политкорректен до безобразия. Видимо, авторы учебника боялись оскорбить чувства атеистов даже упоминанием слова «Бог», да и цитаты подобраны все исключительно «светские», нет ни одной цитаты из Библии (даже нет упоминания о Библии), хотя там множество прекрасных примеров для любой темы о морали.

Дерево без корней – так бы я назвала этот модуль. Как нравственные идеалы там преподносятся рыцари средних веков, джентльмен с картинки «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», леди, прогуливающиеся с зонтиками по английской набережной. Хорошо, что все-таки сказали немного о РУССКИХ богатырях. В статье «Семейные праздники» нашлось место и 8 марта, и Дню города, но нет ни одного упоминания о Пасхе или религиозных праздниках других народов.

Я не пойму, почему родители выбирают «Светскую этику». Неужели вы думаете, что «разумный эгоизм» и высказывания Ж.-Ж. Руссо, Конфуция или Н. Рериха ближе ВАШЕМУ ребенку, чем тысячелетний опыт христианства на Руси? Неужели вы боитесь, что ребенок услышит слова «православие», «Бог», «заповедь», «милосердие»?

Сегодня урок светской этики о добре и зле я начала с обсуждения библейской притчи о добром самарянине (показала короткий мультфильм). Библейские сюжеты для меня большое подспорье. И никто не обвинит меня в религиозности – я не призываю никого идти молиться, но и скрывать свои убеждения не хочу.

Конечно, есть недостатки учебников, есть трудности методические, организационные. Но главное, что я думаю – курс нужен и детям, и учителям. Да, нравственная основа закладывается в семье, но я вижу, как дети ХОТЯТ знать о добре и зле, о совести, о милосердии, как им это интересно, как они тянут руки, чтобы ответить. И давайте не будем подсчитывать, сколько часов математики или русского «съела» этика. Один час в неделю всего.

На первом уроке по теме «Россия – наша Родина», девочка, недавно приехавшая из Грузии, ответила: «Родина – это солнце. А мы – капелька этого солнца». И кто кого учит – мы наших детей или мудрые дети нас? Я обязательно говорю детям «спасибо» за урок. И они тоже благодарят. Может быть, в этом и есть смысл?

Источник: kp.ru

Популярное

Интересная информация

Статистика посещаемости

Опрос

Какой язык вам больше всего нравиться изучать?





Итоги
Вы здесь Новости образования О светской этике и религиозной культуре в школах