Российские эмигранты и советская система образования

 Российские эмигранты и советская система образования

Продолжим разговор о потерях России в результате пяти волн массовой эмиграции за минувшие 120 лет. Уезжали ненужные стране трудолюбивые, инициативные и целеустремлённые. Россию покинули миллионы евреев, для которых одна из главных жизненных задач --дать образование детям. Уехали или были уничтожены большинство дворян, предпринимателей, священнослужителей , творческой и технической интеллигенции разных национальностей, работоспособного крестьянства. Возможно ли в принципе и сколько необходимо поколений для восполнения в России потерь интеллектуального генофонда в двадцатом столетии?

Иудейско -- христианская цивилизация втечение более двух тысячелетий развивалась на основе моральных заповедей Моисея. Может главное трагическое наследие минувшего века для России в деградации духовно -- нравственных ценностей и в трудновосполнимом изменении генофонда, приведших к падению морали, расцвету коррупции и бандитизма. Кто сейчас может сказать, сколько пройдёт десятилетий прежде, чем Россия достигнет социальной защищённости, культурного и духовного уровня стран, на 10 --15 лет опережающих её по продолжительности жизни.

Для примера, что приобрела Америка, широко открыв двери тем, кого изгоняла Россия, небольшой рассказ о мальчике из местечка.

27 января 2000 г. исполнится 100 лет со дня рождения в маленьком городке Маков еврейской черты осёдлости царской России одного из создателей атомного флота США --адмирала Хаима Риковера. Портной Абрам Риковер через четыре года после рождения сына, гонимый нищетой и погромами, увёз семью в Америку, в Чикаго. Окончив школу одним из первых учеников Хаим, наперекор родителям, поступил в Морскую академию в Аннополисе, которую окончил в звании младшего лейтенанта в 1922 г. Отслужив пять лет на разных военных судах, Риковер поступает для продолжения образования в области электротехники в Колумбийский университет. В 1929 г., получив степень мастера и побывав стажёром несколько месяцев на подводной лодке, Риковер поступает на службу в подводный флот США. В 1937 г. Хаим Риковер-- командир подлодки, базирующейся на Филлипинах. В 1939 г. его переводят в Управление кораблестроения Морского департамента. Все годы втоой мировой войны Хаим Риковер возглавлял электротехнический сектор управления. В декабре 1946 г. , как высококвалифицированный морской специалист с инженерно -- техническим образованием, он привлекается к работам по созданию атомного оружия в рамках Манхеттонского проекта.

Хорошо представляя возможности, которые могут дать подводным кораблям двигатели с атомными реакторами, капитан Риковер выдвигает и методично продвигает в верхние эшелоны администрации идею строительства таких кораблей.

Вместе с четырьмя другими офицерами Х.Р. подготавливает предложения по созданию атомного подводного флота. Но министерская бюрократия интереса к проекту не проявила и положила его на полку. Многим не нравился настырный офицер с его какими- то малопонятными проектами. Но целеустремлённый и энергичный капитан не отступал от своей идеи и методично искал поддержки в верхах. В 1947 г. он убеждает главу морского департамента адмирала Нимитца подписать письмо президенту о необходимости строительства атомных подлодок. Реакция правительства на этот раз была положительной и Хаиму Риковеру поручается возглавить отделение ядерных реакторов в морском департаменте. Одновременно Комиссия по этомной энергии Конгресса после определённых колебаний возлагает на Риковера общую ответственность за создание реакторов для морских судов. Необходимо было решать много практических задач, включая подготовку квалифицированных кадров. Для проектирования и строительства первых атомных подводных лодок, получивших впоследствии широко известное название "НАУТИЛУС" капитан Риковер отбирал талантливых специалистов и единомышленников из университетов, исследовательских организаций и промышленных предприятий. Через несколько лет нью-йоркская газета Times писала: " Его ведущий принцип в работе с людьми -подбирать лояльных , поощрять инициативных и предоставлять всем такую ответственность, которую они могут на себя взять

При торжественной церемонии в честь начала монтажа первой подводной лодки с атомным реактором президет США Гарри Трумэн сказал:" День, когда в воде начнут вращаться лопасти этой подлодки... будет самым знаменательным днём в истории атомной науки со времён первого взрыва в пустыне семь лет назад." НАУТИЛУС превосходил по скорости, глубине погружения и времени автономного подводного плавания самые современные с ним подлодки с дизельным двигателем.

Пока шли работы по созданию первой атомной подводной лодки капитан Риковер организовал специальную школу для подготовки офицеров для будущего подводного флота при самом известном университете США-Массачусетском технологическои институте.

В 1953 г. по рекомендации секретаря по военно -- морским делам, поддержанным президентом Дуайтом Эйзенхауэром Хаиму Риковеру было присвоено звание контрадмирала.

17 января 1955 г. первый Наутилус вышел в открытое море. Через несколько лет были спущены на воду надводные атомные корабли крейсер Лонг-Бич и авианосец Энтерпрайз. За Риковером закрепилось неофициальное имя --отец атомного флота.

Низкийй и худощавый, седой с усталым взглядом, редко улыбающийся, с огромным чувством юмора и душевного тепла, как писала одна из газет, адмирал в комиссии по атомной энергии отвечал также за строительство промышленных реакторов для атомных электростанций. Занимаясь вплотную совершенно новыми научными и техническими проблемами, адмирал Риковер всё острее чувствовал недостатки американской школы. На вопрос одного из телеведущих, делавшего репортаж об адмирале, он ответил: " Почему Вы не спрашиваете о по -- настоящему важной вещи. Образование более значительная проблема, которая сейчас стоит перед нами. Она более важная ,чем атомный флот. Наши люди не имеют образования, отвечающего требованиям стремительно развивающейся научной и промышленной цивилизации. Русские, очевидно, поняли это."

После запуска в СССР первого спрутника прорблема образования стала одной из наиболее остро обсуждаемых проблем в США. Из многочисленных выступлений адмирала Риковера, впоследствии обобщённых им в книге Education аnd Freedom, 1959 г. : "Следствие технологического прогресса, что человек должен больше использовать свой ум и меньше своё тело. Мы всё ещё мыслим в терминах более простой эры. Мы переоцениваем физические доблести и недооцениваем интеллектуальную компетентность. Сегодня мы должны иметь школы, развивающие способности всех детей -- талантливых, со средними способностями и без . надо добиваться максимального интеллектуального уровня, который возможен для каждого из них."

В конце пятидесятых годов в составе делегации во главе с вице -- президентом Никсоном, посетившей СССР, адмирал Риковер изучал систему образования в Союзе. Итоги своих наблюдений адмирал изложил на заседании Комисии по ассигнованием Конгресса. Доклад вызвал огромный интерес и бурную дискуссию. "Как инженер много лет назад, когда первые плохие новости стали просачиваться из--за железного занавеса -- плохие новости об удивительных научных и инженерных достижениях, я задумался о революционных реформах в российском образовании, о русских успехах массового высококачественного образования для многих детей. ..... Давайте прекратим оглупляющие подсчёты числа парт в школах, не рассматривая, кто сидит за этими партами и чему их учат и того, чвму их не учат. Будущее принадлежит хорошо образованным нациям, пусть это будет наша."

Многие в высшей элите США негативно встретили положительную оценку образования в стране с тоталитарным режимом. Комиссия Когресса просит адмирала изучить систему децентрализованного образования в Англии, не контролируемую государством.. Как результат-- новая книга Риковера American Education National Failure. Одним из наиболее важных достижений английской системы Риковер считал единые общегосударственные стандарты оценки знаний учащихся. Если сегодня многие дети и внуки российских иммигрантов, набрав высокие баллы на общеамериканских тестах, получают затем приглашение и гранты на учёбу в высокопрестижные университеты США, то этим они во многом обязаны мальчику, родившемуся, как и они, далеко за океаном.

В 1961 г. Риковер по возрасту должен был уйти в отставку, но решением президента был оставлен на действительной службе, в 1973 г. Хаим Риковер стал полным адмиралом -- вторым за всю историю США офицером -- инженером, получившим высшее военно -- морское звание. За долгие годы службы Адмирал Риковер был награждён многими орденами и медалями, одной из подводных лодок было присвоено его имя ещё при жизни. Похоронен на национальном мемориальном Арлингтонском кладбище в 1986 г.

Напористый и энергичный он часто вступал в конфликт со многими высшими чмнами в вашингтонской администрации и всё --таки добивался нужных ему решений. Как сказал про этого выдающегося человека один из его ближайших коллег: "Он редко интересуется сегодняшним днём --он всегда в будущем и помогает другим думать также". 

Аркадий Шварц Источник: russianseattle.com

Популярное

Интересная информация

Статистика посещаемости

Опрос

Какой язык вам больше всего нравиться изучать?





Итоги
Вы здесь Новости образования Российские эмигранты и советская система образования