Сергей Шаргунов: подвижников объявили бездельниками

 Сергей Шаргунов: подвижников объявили бездельниками

Судьба гуманитарных вузов решится 1 декабря.

Не утихают страсти вокруг так называемого «черного списка» высших учебных заведений Министерства образования и науки. Напомним, на основании мониторинга, проведенного специалистами ведомства, 136 российских вузов и 450 филиалов были признаны неэффективными. В их числе оказались и ведущие учебные учреждения страны - РГГУ, РГСУ, МАРХИ и многие другие, в большинстве своем почему-то именно гуманитарной направленности. И хотя в министерстве поспешили заявить, что список предварительный, а окончательный будет сформирован только к 1 декабря. Есть основания предполагать, что и в нем «гуманитарии» окажутся в загоне.

Более того, ряд известных ученых и общественных деятелей заговорили даже о целенаправленном изъятии гуманитарной и просветительной составляющей из нашего образования посредством обычного сокращения, слияния или просто ликвидации факультетов и филиалов вузов, готовящих не «физиков», а «лириков».

- «Эффективность» у нас давно уже псевдоним людоедства или эвфемизм разрушения, - говорит писатель Сергей Шаргунов. - Лобовая атака на гуманитарные вузы – часть войны против всего образования, когда под ударом наука как таковая, или, например, оказались не нужны ПТУ, и страна перестала получать технарей-специалистов. Что касается гуманитарной сферы, банально, но так: культура – это соль общества, особенно в России, где внимание к слову и смыслу особенное. Сейчас, например, в число козлищ попал Литературный институт, с которым связаны имена десятков замечательных писателей. Конечно, нельзя научить быть писателем, но вот дать среду и набор тонких инструментов и сложных знаний – реально. В советском обществе гуманитарной сфере уделялось невероятное внимание, кто-то находил в ней отдушину, но в целом было особое отношение, если выражаться «эффективным языком», к развитию и качеству человеческой личности. Откуда бы взялись Бахтин, Лотман и их значение, если бы не было серьезной филологической школы? А давайте вспомним феномен психологического литовского романа европейского уровня, который и сам был интересен, и подробно обсуждался в советские 70-е. Атлантида затонула. Преподаватели-подвижники, сберегающие культуру, получают смешные гроши, но теперь их и вовсе хотят объявить бездельниками. Нужно качать нефть - образование не надобно.

«Сегодня гуманитарные исследования не входят в перечень приоритетных направлений развития отечественной науки, - считает депутат Законодательного собрания Петербурга, доктор филологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Александр Кобринский. – Эти приоритетные направления утверждаются правительством РФ. Туда входит все, что угодно – всякие нанотехнологии и проч., как мы знаем. А вот гуманитарная наука и гуманитарные знания у наших руководителей не в почете – ни одна гуманитарная дисциплина в перечень приоритетных направлений не входит».

«СП»: - Это государственная политика?

- Конечно. Причем она не скрывается – это не что-то тайное. Все сделано открыто и принято уже достаточно давно. И сейчас мы только пожинаем плоды этой политики.

«СП»: - В одном из интервью вы говорите, что в стране, по сути, объявлена война гуманитарному образованию и науке. Вы не драматизируете?

- Нисколько. Я писал об этом еще лет пять назад, и ситуация только усугубилась. Один только пример: есть у нас такая замечательная вещь как гранты президента для молодых кандидатов и докторов наук. Эти гранты присуждаются по различным отраслям науки (насколько я помню, их примерно шестнадцать, этих отраслей), и вот среди них перечислены все технические и естественнонаучные направления. И только в одну номинацию свалены практически все гуманитарные науки – и история, и филология, и философия, и искусствоведение, и культурология. То есть понимаете… на основании вот этих приоритетных направлений все и формируется. К чему это приводит, мы с вами видим.

«СП»: - Поясните…

- Тогда еще один пример. У нас есть два основных фонда, которые поддерживают науку – это РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и РГНФ (Российский гуманитарный научный фонд). Как вы понимаете из названий, РФФИ поддерживает в основном исследования в области точных и естественных наук. РГНФ – в области гуманитарных наук. Бюджеты этих фондов абсолютно несопоставимы: бюджет РФФИ намного выше, чем бюджет РГНФ. Финансирование гуманитарной науки совершенно сознательно и открыто занижается. Это тем более печально, что именно в этих областях, а в филологии – особенно, российские ученые всегда имели непререкаемый авторитет в мире.

«СП»: - Однако сейчас говорят еще и о сокращении гуманитарных вузов…

- По большому счету, у нас идет общее сокращение во всех вузах. Даже наши власти поняли, что ситуация, при которой профессор университета получает зарплату меньше, чем школьный учитель, абсолютно неприемлема. Но денег в бюджете нет. У нас планово на будущий год и далее сокращаются расходы на образование, медицину, культуру, науку, хотя увеличивается бюджет МВД и ФСБ. Поэтому единственный способ увеличить зарплату преподавателям – нам так говорят, во всяком случае, - это сократить количество преподавателей, а высвободившиеся деньги отдать другим. Это привело к тому, что практически во всех вузах за последние лет пять увеличились нормативы количества студентов на одного преподавателя – до двенадцати человек (было 8-10). И, кроме того, как вы понимаете, теперь вузы стали любой ценой удерживать студентов. Вот деканы собирают преподавателей и говорят: «Имейте в виду, вы, конечно, можете ставить двойки. Но если вы отчисляете 10-12 человек, вы автоматически должны сократить одну ставку преподавателя». Нормально? Но с гуманитарными вузами и гуманитарными науками в вузах дело обстоит еще хуже по одной простой причине – они не приносят прибыли. А от них государство ждет немедленной прибыли. Вот такой утилитарный подход. Что-то подобное было только в послевоенный период, когда все хотели стать физиками. Но обращаю ваше внимание: экономика и юриспруденция – это тоже гуманитарные науки.

«СП»: - И тех, и других вроде бы уже переизбыток…

- Да, так нам говорят. Но юрист – он вовсе не обязан работать по специальности своей. У нас премьер Медведев все время повторяет, что сам он получил юридическое образование. И тут же говорит, что у нас слишком много юристов. Хочу заметить (я тоже юрист, кстати, не только филолог) - во всем мире принято иметь второе юридическое образование всем: руководителю предприятия, ректору университета, депутату, директору школы.

Светлана Гомзикова Источник: svpressa.ru

Популярное

Интересная информация

Статистика посещаемости

Опрос

Какой язык вам больше всего нравиться изучать?





Итоги
Вы здесь Новости образования Сергей Шаргунов: подвижников объявили бездельниками