Школа: точка невозврата

 Школа: точка невозврата

Детские врачи и ответственные за здоровое питание чиновники испытывают настоящую "классовую ненависть" к фаст-фуду и признают советский и английский опыт организации питания лучшими в мире. Ради спасения желудков детей эксперты готовы к самым жестким мерам.

Школьный возраст специалисты называют критическим. Это не только определенные возрастные проблемы, но и настоящая точка невозврата в плане питания ребенка и его здоровья в будущем. Об этом говорили специалисты в ходе круглого стола в ИА "Росбалт" "Завтрак для хроников. Нездоровое питание — причина нездоровья детей".

"То, что закладывается в организме человека в детстве, во взрослом возрасте изменить уже невозможно. Только в детстве органы растут, увеличиваются до определенных размеров, вырабатываются сложнейшие механизмы метаболизма. Поэтому здоровье человека закладывается в детстве, в подростковом возрасте, и очень во многом зависит от питания", — убеждена профессор кафедры пропедевтики детских болезней Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, профессор Ольга Маталыгина.

Однако в этом и лежит тот самый камень преткновения, который педиатры и диетологи всего мира считают одной из основных проблем современности: именно в школьном возрасте дети питаются хуже всего, причем это почти не зависит от уровня образования или доходов родителей и объясняется, главным образом, возрастными особенностями.

"Школьники — самая трудная в плане организации питания группа, — говорит педиатр. — Даже 9-летку уже нельзя накормить как 7-летку, мальчика — как девочку. Подростков тем более крайне трудно в чем-то убедить в плане того, как надо питаться. У подростков разная двигательная активность, каждому нужен разный расклад по питанию. Мы замечаем, какие дети приходят к нам на профилактические осмотры: они как забор, кто-то — жердочка, кто-то — досочка, кто-то — пенек. И при этом огромное количество заболеваний желудочно-кишечного тракта диагностируется именно у подростков раннего, среднего и старшего периодов".

Между тем эксперты не согласны с тиражируемым утверждением, что заболевания ЖКТ лидируют в заболеваемости петербургских детей. По их мнению, на первом месте стоит невротизация (то есть изменение психики) детей, причем эта тенденция заметна особенно в последнее время и связана, по мнению экспертов, с чересчур завышенными требованиями со стороны общества к ребенку. От него требуют добиться успеха любой ценой, вдалбливая, что иначе у него нет будущего. Начинается губительная цепочка требований, желаний, невозможности (или нежелания) их осуществления. В итоге — неврозы, которые, в свою очередь, ведут к разрушению не только психики, но и развитию соматических заболеваний. И в первую очередь, связанных с ЖКТ. Недаром ведь говорится, что все болезни — от нервов. Как, впрочем, и наоборот.

"Сейчас даже появилась некая наука — политическая диетология. Специалисты специально разрабатывают диеты для людей, желающих добиться успеха", — говорят специалисты.

Профессор Маталыгина связывает даже одну из острейших проблем современности — так называемую гиперактивность, неуправляемость детей — именно с питанием.

Между тем специалисты по организации питания считают, что именно в Петербурге традиционно ведется очень серьезная работа для того, чтобы дети нормально ели.

"Санкт-Петербург — единственный город в России, где создали условия для того, чтобы "временщики" не смогли работать в системе питания, — говорит начальник Управления социального питания Петербурга Наталья Петрова. — У нас те, кто хочет работать в системе школьного питания, может участвовать в конкурсах, тендерах и, в случае победы, работать на этой ниве не год, как везде, а 3 года. Понятно, что за год невозможно создать такую систему, а нам нужна качественная профессиональная работа".

Наталья Петрова говорит, что к ней ежедневно приходят толпами предприниматели, обещающие "семи хлебами" всех накормить.

"У нас главная заповедь, как и у врачей, — не навреди, — говорит Петрова. — Поэтому я всех тут же посылаю … в Роспотребнадзор. Пускай сначала докажут, что их питание — безопасное".

Наталья Петрова действительно уже "собаку съела" на своей стезе, поэтому, кажется, может не глядя расписать почти идеальное меню для ребенка. Но она признает, что без государственной политики в этой области мы потеряем поколения здоровых детей.

"На меня в середине 2000-х подавали в суд за то, что я боролась с чипсами и мороженым в школьных буфетах, — рассказывает Петрова. — Но я действительно испытываю классовую ненависть к чипсам, фаст-фуду и прочим колам. С другой стороны, я понимаю, что только полезное здоровое питание у нас не сможет пройти — дети просто не будут есть только щи да каши и все равно пойдут в ближайший супермаркет. Поэтому мы каждый год  пытаемся разнообразить меню".

Эксперт, уже много лет работающая в системе организации социального питания, говорит, что сейчас очень проблемный период: вырастают дети тех, кто родился в 80-х, когда на прилавках как раз начал появляться пресловутый фаст фуд. Появилось новое "поколение нездоровой еды". Следовательно, начинается своеобразная "цепочка питания", и сейчас, следуя ей, многие кормят детей так, как питались сами — колой, чипсами и картошкой фри.
По мнению экспертов, лучше всего с питанием сейчас обстоит дело в детских садах — и только потому, что там дети пока не в состоянии покупать сами себе продукты.

Между тем очевидно, что о здоровье детей должны всерьез задуматься взрослые. В США уже почти 100 лет (с 1913 года) проводятся постоянные исследования состава продуктов питания. Выяснилось, что витаминный состав, например, одного и того же сорта яблок снизился за век на 20%. Аналогичная ситуация со всеми другими продуктами. За 100 лет неизменным остался состав только глубоководных рыб.

"Очевидно поэтому, что через пищу мы не решим всех проблем со здоровьем населения, но стремиться следует. Например, в СССР существовала государственная программа обогащения сырья необходимыми элементами. Вся мука, скажем, была обогащена фолиевой кислотой и витаминами группы В, а вся соль была йодированной. Не было фаст-фуда, и дети питались правильно, а потому имели меньше проблем со здоровьем", — говорят специалисты.

По мнению экспертов, семья, детские дошкольные и школьные учреждения должны исхитриться сделать так, чтобы питание детей было не только вкусным, но и полезным. Например, единственный продукт, который можно есть каждый день без ущерба для здоровья — это овсянка, и потому уже сегодня в ряде петербургских школ только ее дают детям на завтрак, дополняя кусочком сыра и булкой с маслом.

"Каши, супы, овощи, рыба и категорический запрет на фаст-фуд типа чипсов, хлопьев и лимонадов — вот путь к здоровому питанию. Так была построена советская система питания и подобным образом питались дети в Англии. Кстати, сейчас опыт Англии признан лучшим", — уверены специалисты.

Эксперты говорят, что системой организации детского питания в нынешней России заинтерсовались даже японцы — нация, считающаяся относительно здоровой, но также обеспокоенная проблемой неправильной еды молодого поколения.

"Надо не кормить детей насильно, а развлекать их через еду, прививая правильный вкус", — считают эксперты. Например, в тарелке должно быть в идеале не менее трех цветов — продуктов разного цвета.

Между тем другие граждане обеспокоены куда более серьезными проблемами, нежели цветовая совместимость. Так, по словам Петровой, к чиновникам регулярно поступают жалобы на то, что усредненное школьное питание не рассчитано на их детей. Кто-то страдает различными тяжелыми формами аллергий, другие имеют редкие заболевания ЖКИ, а третьи просто хлопаются в голодные обмороки в школе, потому что "усредненное" питание не рассчитано на детей, вынужденных по прихоти родителей соблюдать пост. Между тем намек обратиться по поводу таких родителей в прокуратуру было встречено чиновниками и диетологами в штыки.

"Мы не может вступать в противоречие с родителями и будем подстраиваться под любые вкусовые пристрастия", — заверили специалисты.

Марина Бойцова Источник: rosbalt.ru

Популярное

Интересная информация

Статистика посещаемости

Опрос

Какой язык вам больше всего нравиться изучать?





Итоги
Вы здесь Новости образования Школа: точка невозврата