Власть пытается сделать высшее образование менее доступным

 Власть пытается сделать высшее образование менее доступным

На минувшей неделе замглавы Минобрнауки Александр Климов заявил на собрании Российского союза ректоров, что российские вузы ждет новая глобальная проверка, и те из них, которые окажутся "неэффективными", будут закрыты до 1 сентября. При этом чиновник потребовал от высшей школы "самоочищения".

Вообще, чиновники Минобразования в последнее время стараются обращаться к вузовскому сообществу, как господа к холопам. Не так давно министр образования Дмитрий Ливанов высказался так: "К сожалению, в вузах мало преподавателей, которые занимаются научными исследованиями на высоком уровне... В целом кадровый потенциал не соответствует задачам, которые стоят перед современным высшим образованием России".

Если вспомнить предыдущее громкое высказывание министра о том, что преподаватель вуза, получающий 20-30 тысяч рублей в месяц, является либо халтурщиком, либо взяточником, либо просто плохим преподавателем – да и вуз, платящий такие деньги, тоже, вероятно, плох, отношение руководителей профильного ведомства к своим подчиненным становится абсолютно ясным. Отвратительные вузы и безграмотные халтурщики – преподаватели не дают замечательным чиновникам воплотить в жизнь свои идеи решительного подъема высшего образования.

И невдомек министру, что мизерные зарплаты, которые получает большинство преподавателей в государственных вузах – это вина его и его команды: не смогли выбить иного финансирования. Или же деньги просто не доходят до вузов, оседая в министерстве?

Между тем, Госдума приняла в третьем чтении закон "Об образовании", обязывающий частные вузы участвовать в мониторинге качества наравне с государственными. Так что у Минобразования появляется повод провести новую проверку всей высшей школы России. Этой осенью ведомство уже провело проверку 502-х российских вузов, объявив по ее итогам 136 учебных заведений неэффективными.

Разумеется, плохих вузов у нас достаточно. Правда, и лицензировались, и аккредитовывались они все в том же Минобрнауки. И именно это ведомство признало их высшими учебными заведениями. Чтобы исправить ситуацию, стоило провести фронтальные проверки вузов. Однако они проведены не были. Вместо этого для определения "неэффективных" вузов были приняты пять формальных критериев, имеющих к делу лишь косвенное отношение. Вузы проверялись исключительно по неким сведениям, поставляемым в министерство в бумажном виде. На

какие-то иные способы проверки наши чиновники оказались неспособны.

Почему именно количество квадратных метров на студента, процент импортных учащихся и необходимый для поступления балл ЕГЭ определяют качество образования в данном конкретном вузе? Думается, четкого ответа на этот вопрос не дадут даже сами составители столь потрясающего списка.

И даже признанный во всем мире критерий – научная работа профессорско-преподавательского состава – в современных российских условиях выглядит, увы, не слишком убедительно. Скажем честно: слишком многие вузовские преподаватели, чьи научные работы признаны в мире, предпочитают трудиться за рубежами нашей страны. Ведь зарплата профессора в России выглядит просто смешно рядом с зарплатами таких же профессоров в большинстве стран, даже не самых развитых. При этом в наших вузах очень большие нагрузки: такого количества часов на одну ставку нет нигде в мире. А сколько разнообразных затейливых бумаг должен заполнять профессор, пытающийся заниматься научной работой.

Однако в утвержденной правительством программе развития образования до 2020 года заявлено о пяти вузах, которые должны непременно войти в первую сотню вузов в мировых рейтингах. Не было, понимаете, ни гроша, да вдруг алтын. К концу будущего года Минобрнауки обещает отобрать 10-15 вузов, которым будут обеспечены миллиардные "дополнительные субсидии на реализацию их проектов".

Основные представители уже названы: МГУ и Санкт-Петербургский госуниверситет, Дальневосточный университет (зачем-то ведь построили его на острове Русском) и "расположенные на территории инновационного центра "Сколково" организации, осуществляющие образовательную деятельность". Еще несколько вузов соберут по регионам, которые совсем не хочется обижать. Остальные пусть живут, как знают. А чтобы их было не так много, часть можно слить, а часть закрыть.

И тут разразился скандал. Первой ласточкой слияния столичных вузов стал Российский государственный торгово-экономический университет. Был издан приказ о слиянии его с Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова (бывший институт советской торговли, сохранивший до сих пор прозвище "плешка"). И тут нашла коса на камень: ректор РГТЭУ, бывший депутат Госдумы Сергей Бабурин не только не отнесся к приказу свыше с должным пиететом, но и обвинил Минобрнауки в фальсификации данных и благословил своих студентов на забастовку.

Разумеется, участвовавшие в собрании Российского союза ректоров руководители вузов не поддержали коллегу Бабурина и даже обвинили его в политизации собственных проблем. Ректоры продемонстрировали готовность пойти на уступки, например, сократить число вузовских филиалов. "Мы были не правы, развернув такую мощную сеть и не обеспечив качество", – покаялся ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий.

Однако Бабурин свое дело уже сделал: показал, что можно и не мириться с волей министерства. И вот уже замминистра Александр Климов обещает, что министерство готово компенсировать учащимся РГТЭУ разницу в цене обучения при условии, что они действительно займутся получением знаний. Замечание о получении знаний особенно хорошо звучит в устах людей, оценивающих вузы по количеству квадратных метров. Но ясно, что к противостоянию с вузовскими коллективами ведомство не готово.

Проявившие же покорность ректоры, в свою очередь, попросили, чтобы в следующем году были изменены критерии мониторинга. По их мнению, подсчет квадратных метров, приходящихся на каждого студента – занятие, не учитывающее специфики каждого учебного заведения: они оцениваются одинаково вне зависимости от профиля. Ну что ж, наши чиновники придумают, как разнообразить свои странные требования. Так, может быть, вместо квадратных метров введут нормы числа туалетов на каждого обучающегося.

В конце концов, цель, поставленная перед министерскими реформаторами – отнюдь не подъем российского высшего образования. Министр Ливанов не так давно ее сформулировал: "Нам нужны не люди с фиктивным дипломом о высшем образовании, гораздо лучше иметь миллионы высококвалифицированных профессионалов со средним образованием, которые будут востребованы на рынке труда". Опустим сказанное для проформы слово "фиктивные" и скажем честно: реформа должна сделать высшее образование менее доступным, и это – главное.

Научный редактор журнала "Эксперт" Александр Привалов в связи с этим обратил внимание на две новации закона "Об образовании". Во-первых, в нем не упоминается гарантия возможности бесплатного обучения в магистратуре. Надо ждать в связи с этим, что бюджетных мест в магистратурах скоро станет в разы меньше. Думаю, всем понятно, что магистратура тут же окажется недоступной для молодежи из небогатых семей. Во-вторых, новый закон будет гарантировать преемственность программ только между младшей, средней и старшей школой. И гарантии, что знаний, бесплатно получаемых в школе, хватит для поступления в вуз, государство более давать не будет. Так что у молодежи из небогатых семей станет меньше возможностей учиться в вузах, а престижные "ведущие вузы", получающие право устраивать вступительные экзамены сверх результатов ЕГЭ, станут для них просто недоступны.

Количество вузов, как заявлял недавно министр образования Ливанов, должно уменьшиться на 20 %. При той холопской исполнительности, которую демонстрируют чиновники профильного ведомства, эта цифра вполне может быть перекрыта, даже многократно. Между тем, есть простые цифры: в России сейчас примерно тысяча вузов на 143 млн. человек, в Бразилии – две тысячи на 190 млн., то есть в полтора раза больше, а в США – 4352 на 310 млн., то есть вдвое больше, чем у нас. За кем же мы собираемся угнаться в деле построения современной экономики?

И последнее: явное желание оградить создавшуюся в последнее время элиту от конкуренции со стороны честолюбивых выходцев из других слоев общества может привести только к одному – к социальному взрыву. Но об этом не задумываются ни те, кто провозглашает сомнительные задачи высшего образования, ни тем более те, кто послушно берется их выполнять. А стоило бы подумать.

Олег Конюхов Источник: novopol.ru

Популярное

Интересная информация

Статистика посещаемости

Опрос

Какой язык вам больше всего нравиться изучать?





Итоги
Вы здесь Новости образования Власть пытается сделать высшее образование менее доступным